– Сергей Николаевич, в преддверии вашего 60-летия «ЛГ» хотела бы поздравить вас и с выпуском за последний год четырёх томов из задуманного вами семитомника стихотворений. Как писал в предисловии к первому тому Геннадий Иванов, «в наше время прохладного отношения читателей к поэзии это, конечно, шаг неожиданный и рискованный. Прочитали бы читатели хоть маленькую книжицу стихотворений, а тут сотни, если не тысячи стихов…» Как решились на такую дерзость?
– Просто я посчитал нужным собрать воедино почти всё, что написал, начиная со студенческой тетради 1979–1981 гг. Прошло 40 лет, как я впервые попал в «плен капризной музы». «Поэзия – это состояние души», и мне посчастливилось, что в моей жизни было два периода такого «состояния» – в юношестве и с 1998 г. по нынешнее время. Жизнь текла вперёд, а в моей копилке постепенно собирались всё новые поэтические отклики на это движение, которые несут на себе печать тревожных и насыщенных лет. И как знаменательно, по-моему, было выразить «всё, что в сердце наболело» именно в минуты «роковые», которые ещё долго будут притягивать к себе внимание потомков.
Разнообразие и объём собранного материала, лишь часть которого публиковалась ранее, потребовали издания именно собрания стихотворений. Каждая книга охватывает ту или иную тему. Вышло уже четыре тома «Я жизнь за всё благодарю… Духовно-философская лирика», «Любовь земная и небесная. Любовная и семейная лирика», «Молитвы русского поэта. Православная лирика», «Поэтические места России. По русским далям и просторам». Готовлю к выпуску ещё три тома: «Россия сердце тревожит… Стихи о России и поэзии», «Европы пёстрой притяженье… Стихи русского путешественника», «География в стихах. Муза дальних странствий».
– Не слишком ли широкий охват тем?
– Так уж получилось. О чём только не хотелось за долгие годы высказать наболевшее: о Боге, мироздании и вере, о жизни и смерти, о Родине и природе, о любви и счастье, о детях и внуках, о стихах и путешествиях… Получившееся сродни поэтическому импрессионизму, а суть всегда одна – только самовыражением можно постичь истинное в себе и в мире. И что на свете, кроме поэзии, способно лучше и ярче раскрыть тайники собственной души? Ведь поэтам всегда приходится открывать мир как бы впервые, впервые задавать вечные вопросы и впервые находить на них ответы. Книга «Я жизнь за всё благодарю…» вобрала в себя именно духовно-философские поиски, это своеобразные вехи пережитого, вот почему ко всем из них приводятся точные даты, как засечки на древе бытия.
– А книга «Любовь земная и небесная» тоже состоит из засечек на вашем жизненном пути?
– Конечно. Что касается любовной лирики, то я давно уяснил, что любовь – это самая высшая награда, которую может получить человек в жизни, но нужно быть достойным этого великого дара: «Любовь для тех, кто верит в неё, // А те, кто не верит, – не любят». И эта вера дарила и дарит мне до сих пор новые силы для поэтического творчества. Причём появление в моей жизни в 2011 г. первого внука (а теперь их уже шесть!) просто перевернуло моё сознание и заставило ещё более серьёзно взглянуть на семейную тему в поэзии, придав ей новые ощущения:
Малышка на руках, и то же чувство,
Что ты к сокровищу приник,
Что тайны мира ты постиг
И что великое искусство –
Узреть в младенце Бога лик.
С той поры я стал уже более часто добавлять что-то новое в ту поэтическую антологию стихотворений о семье и детях, которая, к сожалению, пока не так уж и весома в нашей отечественной поэзии. Что греха таить, многие русские поэты по целому ряду причин обходили стороной эту тему, видимо, считая её не достойной пристального внимания. Достаточно напомнить, что о своих детях совсем не писали стихов ни Пушкин, ни Есенин.
– В предисловии к вашей книге «Молитвы русского поэта» Владимир Крупин написал: «Хочешь служить России – служи Богу. Вот формула любви к Родине на все времена. И в эту формулу вмещается творчество Сергея Дмитриева. Доказательство тому – данная книга. Для меня главный герой нашего времени – человек, пришедший к Богу и видящий спасение России только на путях Православия. И этот путь ощущается в книге Сергея Дмитриева. Талант со своим голосом, крепко стоящий в вере и служении Отечеству». Что вы вкладываете в понятие православной лирики?
– В декабре 1999 г., отправляясь впервые на Святую землю, где близость к Богу ощущается сильнее, чем где бы то ни было, я даже и не думал, что эта поездка откроет для меня целое направление творческих поисков – паломническую православную лирику. И эта страда, начавшись в Иерусалиме, слава богу, продолжается поныне. Среди указанных в книге мест написания стихов значатся около 50 мест мира и более 70 мест России, в том числе 25 монастырей и обителей. И, конечно, я благодарен судьбе и Господу, что моя скитальческая стезя была так благотворна и плодотворна. Это ощущение я постарался выразить в одной из своих молитв, которые составили основной стержень моей книги.
Особо следует сказать о цикле «На Святом Афоне», который появился в ходе моего самого плодотворного паломничества в апреле 2012 г. по афонским монастырям и скитам. Эта поездка не только изменила моё мироощущение, но и подарила силы для дальнейших духовных открытий. В стихах, родившихся на Святом Афоне перед иконой «Достойно Есть», я постарался запечатлеть православный завет жизненной мудрости:
«Достойно Есть»… Достойно и старайся
Жить на Земле, пока ещё живёшь,
На посох веры всюду опирайся
И никогда в пути не пропадёшь.
– Знаю, что вы побывали более чем в 80 странах мира и 40 регионах России, и что путешествия составляют для вас одну из основ бытия. Наряду с делами книжными в качестве главного редактора издательства «Вече», занятиями историей (недавно были изданы «Последний год Грибоедова» и «Владимир Короленко и революционная смута в России»), а также увлечением фотографией. Как удается всё это совмещать?
– Сплав поэзии, истории и фотографии –
Уже часть моей сумбурной биографии.
В России быть нельзя поэтом просто:
К стихам всегда добавится особая короста –
То проза, то история, то музыки звучанье,
То публицистика, то фотографии очарованье.
Я абсолютно уверен, что моя страсть к путешествиям уходит корнями в моё новгородское детство, которое подарило мне причастность к великой истории. Удивительно, но мальчишка из 60–70-х гг. прошлого века, конечно, не мог даже и представить, что мир когда-то просто распахнётся перед ним и своими гранями вызовет прилив поэтического творчества. С 2002 года после поездки на волшебный Алтай я увлёкся фотографией и впервые открыл для себя новый жанр, соединяющий стихи и фотографии, который я назвал фотостихами.
Далее последовала многолетняя череда моих путешествий по России и миру с камерой и рифмой, в которых я продолжал соединять воедино две Музы. Итогом этих поисков стали, помимо фотовыставок, мои книги-альбомы: «По русским далям и просторам», «По свету с камерой и рифмой», «На Святом Афоне», «Персидские напевы».
– Именно путешествиям по России посвящён только что появившийся в продаже том «Поэтические места России»?
– Да, в нём представлена вся палитра мест, которые мне посчастливилось увидеть и запечатлеть в рифмах: в книге более 500 стихотворений, посвящённых почти 40 регионам России и около 200 конкретным местам страны. Из них более 35 природных объектов, около 30 усадеб, сёл и деревень, более 25 монастырей и 75 городов. Надеюсь, что такая яркая мозаика ещё позовёт в дорогу по российским далям и любителей путешествий, и тех, кто верен поэтическому слову.
Из опыта моих «стихотворных путешествий» родился проект интернет-антологии «Поэтические места России» (ruspoetry.ru), который был осуществлён в рамках исполнения гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. В нём представлено на суд читателей более 2000 стихотворений 110 российских поэтов, посвящённых более чем 350 различным местам России. И приятно сознавать, что в этом проекте представлено всё то, что мне удалось создать во время скитаний по родной земле.
Самый интересный контент сайта собран параллельно в Youtub. Там можно, в частности, найти аудиозаписи моих стихотворений, песни на мои стихи, мои лекции и выступления о русских писателях. Для тех, кто привык к социальным сетям, к указанному проекту можно присоединиться в «Вконтакте», «Одноклассниках», «Фейсбуке». Надеюсь, что с помощью пользователей сайта коллекция поэзии, посвящённой поэтическим местам России, будет только пополняться, и ещё будут на жизненном пути новые вёрсты. Подражая Пушкину, многими дорогами которого, вплоть до Эрзурума, мне уже приходилось странствовать, я тоже мог бы сказать:
Не зря извилистой тропой
Я пересёк пустыню мира,
Недаром камера и лира
Мне были вверены судьбой.
Беседу вёл
Леонид Колпаков
7 июня в 17.00 в Малом зале ЦДЛ состоится творческий вечер Сергея Дмитриева и презентация проекта «Поэтические места России».