Людмила Смирнова
Атмосфера фильма якутских режиссёров Владимира Мункуева и Максима Арбугаева «Кончится лето», получившего Гран-при фестиваля российского актуального кино «Маяк-2024», – пронзительная, трагическая, объёмная, выходит за рамки криминального триллера в стиле роуд-муви. Зритель погружается в эпическую притчу о зарождении зла в ответ на несправедливость и превращение его в некий абсолют, чудовищную чёрную дыру, из которой нет пути назад. История двух братьев в чём-то перекликается с библейским сюжетом о Каине и Авеле.
В основу сценария легла реальная история, однажды услышанная Максимом Арбугаевым в золотодобывающей артели, о том, как один брат втянул другого в свои преступные замыслы и они подались в бега. Пересказ основных сюжетных линий не даст понимания масштаба поистине шекспировской трагедии. Прочитав аннотацию, можно подумать, что это обычный депрессивный криминал. Однако «Кончится лето» – глубокий, сложный и реалистичный фильм. Великолепны по достоверности актёрские работы Юры Борисова и Макара Хлебникова, исполнивших роли братьев Кеши и Тимы. Недавно мы видели Юру в «Пророке», и вот роль совершенно иная, показывающая широкий диапазон перевоплощений актёра. Макар Хлебников потрясающе сыграл хорошего, правильного юношу, в одночасье окунувшегося в ужасы криминальной жизни. Он взрослеет на глазах, принимая тяжелейшие нравственные решения. Удачен подбор всего актёрского состава, жизнь людей в глубинке показана без прикрас и фальши, которыми грешат многие фильмы и сериалы последних лет. Особо хочется отметить точное попадание в образ отца Дмитрия Поднозова, поражающего естественностью и достоверностью характера.
Главный герой, 27 летний Кеша, после срока в колонии за хулиганство возвращается в родной якутский посёлок. Дома его ждут младший 17 летний брат Тима, успешно сдавший экзамены в Новосибирский университет, и отец-пенсионер. Мать братьев давно умерла. Живут трудно, залезая в кабальные кредиты, как и большинство жителей посёлка. Кеша счастлив – наконец он дома, рядом любимый брат, отец, друзья. На его лице лучезарная улыбка, душа поёт, Кеша готов обнять весь мир и начать новую жизнь. Отец идёт на поклон к бывшему компаньону, ныне владельцу золотодобывающей артели (Александр Мосин), который соглашается взять Кешу в бригаду. Работники и особенно охранники предприятия встречают парня злобно, вызывают на конфликт. Кеше подбрасывают в куртку небольшой самородок, избивают, он теряет работу. В разговоре с владельцем, который обещает замять дело с «кражей», Кешу душит гнев на беззаконие и несправедливость. У парня созревает план мести: выкрасть неучтённое золото из сейфа хозяина артели, продать слитки китайцам и бежать, затерявшись на просторах Сибири, а потом начать новую жизнь и помогать младшему брату. Первая часть плана удаётся – он добывает слитки, но обладание ими не приносит богатство и свободу, с этого момента за золотом тянется страшный кровавый след.

Фильм динамичный и жёсткий, но в нём нет смакования жестокости, он страшен другим – показом деформации личности, превращением простого парня в монстра, хладнокровного убийцу. Его жертвами становятся не только бандиты, но и случайные люди, и даже отец, покончивший с собой. Но главная жертва – младший брат Тима, светлый, умный паренёк. Он не может оставить Кешу одного. Три дня ухода от погони на машинах и лодках вместили в себя поистине эпичный масштаб событий и трансформацию личностей. Младший не в силах остановить безумный бег старшего, хотя понимает, что их путь по таёжной глухомани безнадёжен. Не случайно в фильме звучит песня Виктора Цоя, тема безысходности, опустошённости созвучна состоянию героев: «Больше надежд нету. Скоро кончится лето... Это». Трагический финал фильма одновременно и потрясает, и кажется закономерным.
Фильм Мункуева и Арбугаева чаще всего сравнивают с балабановским «Братом». Но всё же это сюжетно разные фильмы с разной тональностью, их объединяет только криминальная составляющая, однако Балабанов героизировал криминал, несущий возмездие, в то время как якутские кинематографисты ставят другой акцент: преступление не восстановит справедливость, месть порождает только новое зло. Сравнила бы «Кончится лето» с криминальной семейной сагой «Дом» Олега Погодина (сын и брат там тоже несёт погибель своей семье), поскольку оба эти фильма почти идеально соответствуют жанру масштабного качественного истерна, столь редкого на нашем экране.