Один из главных фаворитов текущего наградного сезона – экранизация бродвейского мюзикла «Злая». Последний в свою очередь основан на романе Грегори Магвайера, который приходится фанатским приквелом сказке «Удивительный волшебник из страны Оз». Вот такая сложная цепочка!
В финале оригинального произведения Лаймена Баума девочка Дороти превратила злую ведьму Эльфабу в грязную лужицу, окатив её ведром воды. Радости жителей сказочной страны не было предела! Именно с этого начинается лента Джона М. Чу: жевуны празднуют смерть зелёной тиранши, сжигая чучело последней. Верховодит всеми этими торжествами добрая волшебница Глинда (Ариана Гранде). Когда её спрашивают, правдивы ли слухи о том, что много лет назад она водила дружбу со свергнутой изуверкой, действие фильма переносится в прошлое.
Со стороны «Злая: Сказка о ведьме Запада» кажется не самым очевидным номинантом на премию «Оскар», по крайней мере в категории «Лучший фильм». Это крупнобюджетный пёстрый мюзикл с песнями и плясками, который, в отличие от условной «Барби» Греты Гервиг, даже нельзя назвать авторским. Однако, как нас тому учит сам фильм, внешний облик бывает обманчивым. Вот и лента Джона М. Чу лишь на первый взгляд является броским балаганом с прописными истинами, что нужно терпимее относиться к окружающим. Правда, чтобы добраться до припрятанной под конец пищи для размышлений, придётся перетерпеть два часа не самой интересной летописи школьных будней в волшебной академии. Эльфаба (Синтия Эриво) и Галинда (тогда её имя произносилось через «а») образуют архетипичный дуэт. Первая – циничная и острая на язык аутсайдерша, вторая – приторно-радушная любимица публики, жаждущая людских одобрений. Между ними возникают разного рода конфликты и даже подобие любовного треугольника (эта линия должна получить продолжение в сиквеле).
Однако чем ближе история движется к развязке, тем больше в сюжете становится пугающих эпизодов. Дело в том, что в стране Оз установлена полноценная фашистская диктатура со всеми вытекающими. В качестве местных «унтерменшей» здесь выступают говорящие животные, против которых развернули целую кампанию ненависти. Само собой, обвинениями во всех бедах населения это не ограничивается. Их предлагается заключить в клетки, дабы те лишились своего голоса. Сам Оз, которого исполнил великий и ужасный Джефф Голдблюм, в финале признаётся, что для сплочения нации ему нужен был общий враг. И хотя «Злая...» – это далеко не первое сказочное произведение, где встречаются аллюзии на гитлеризм и холокост (почему-то сразу вспоминается неудачный «Щелкунчик» Андрея Кончаловского), оно отлично работает, как антифашистская агитация. Во многом это происходит благодаря тому, что мрачный контекст происходящего раскрывается не сразу, а постепенно.
В самой идее деконструировать сказочный сюжет – показать то, насколько понятия «добро» и «зло» являются относительными при столкновении с действительностью, – также нет ничего нового. До ленты Джона М. Чу это уже делали многие. По тем же лекалам, к примеру, состряпана «Малефисента» с Анджелиной Джоли, где был представлен иной взгляд на «Спящую красавицу» Шарля Перро. Однако «Злая...» и здесь оказывается на порядок глубже и складнее предшественников. Поэтому, несмотря на долгий разгон, она определённо заслуживает внимания.
К слову, картина однозначно порадует всех поклонников книжки Баума. Из нового фильма вы узнаете, почему дорога в Изумрудный город вымощена кирпичом именно жёлтого цвета и откуда у обезьян из элитной стражи появились крылья. Забавно, что «Сказка о ведьме Запада» вышла в прокат почти одновременно с российским «Волшебником Изумрудного города...», который является экранизацией её литературного кузена. Вдвойне иронично, что обе ленты обрываются на полуслове, предвосхищая продолжение.