Вот и прошло 8 лет, в течение которых телезрителям канала НТВ дурачили головы некой «бандой архитекторов», возглавляемой генералом ФСБ (?) в славной культурной столице России. По количеству экранного времени – 202 серии по 45 минут – сериал превзошёл даже знаменитую «мыльную» оперу «Богатые тоже плачут» в 1991–1992 гг. Луис Альберто в тот переломный период истории был настоятельно нужен дорогим россиянам, чтобы отвлечь их от коренной ломки социальных устоев общества.
И, конечно, нынешний «остросюжетный» сериал, отличающийся механическим нагромождением сцен откровенного садизма, кровавых убийств и бесконечных драк, тоже отвлекает от действительности. Умственная белиберда тупосюжетного сериала вовсе не так безобидна, как считают некоторые критики. Актёр Дмитрий Дюжев, сыгравший в «Бригаде» и «Жмурках», считает, что подросткам, не прочитавшим самостоятельно русских классиков, не стоит смотреть фильмы о преступности, так как они могут сформировать неправильное мировоззрение у неокрепших умов. Он не допускает к экрану телевизора своих сыновей 9 и 14 лет. С ним полностью согласен детский психотерапевт Алексей Вилков: «Если подросток чувствительный, сентиментальный, воспринимает всё близко к сердцу, то жестокие сцены в фильмах могут спровоцировать у него психологическую травму».
И так-то в современной России общество страдает от неправильного воспитания детей, которые, по сути, брошены вечно занятыми на нескольких работах родителями. И тут приходят «на помощь воспитанию» сериалы, подобные «Невскому», и интернет.
Словно специально, с намёком, по каналу «Культура» шёл во время демонстрации «Невского» (и идёт) сериал о комиссаре Мегрэ, образ которого создан замечательным французским писателем ХХ века Жоржем Сименоном. В этом фильме с неповторимым актёром Бруно Кремером (у него есть чему поучиться нашим молодым актёрам) не звучат выстрелы, не льётся кровь, не ломают руки и ноги, не бьют в лицо железными кулаками. Здесь комиссар Мегрэ погружается в жизнь и окружение жертвы и предполагаемого преступника. В большинстве случаев комиссар стремится понять преступника, а не судить его, тем более судом Линча, как герой «Невского» Паша Семёнов.
Кроме того, рассказы о Мегрэ часто затрагивают серьёзные темы. Сименон развенчивает модный и поныне социал-дарвинизм, при котором считается, что богатые люди, налоги от которых только и есть единственная основа существования государства, добры и честны. Антибуржуазная направленность романов Сименона очевидна и поучительна для сегодняшней России. Сименон рассказывает о политическом влиянии на систему правосудия, снобизме олигархов и классовом неравенстве как основной причине всех преступлений при остром социальном разделении общества.
Есть чему поучиться современным детективщикам и у советского кино, в котором тоже стремились избежать показа сцен насилия. В частности, сериал о полковнике Зорине (Всеволод Санаев) и многие другие, где ловят преступников с помощью логики и добросовестного отношения к порученному делу.
Больно становится за режиссёра-постановщика Игоря Драку (какая символичная фамилия!), искренне считающего, что сериал «Невский» успешен. «В первую очередь сериал обязан своим успехом автору сценария Андрею Тумаркину. Если нет хорошей драматургии – нет истории. Удивительно, как он уже семь сезонов нас всё время удивляет. Надеюсь, что и мы удивим наших уважаемых телезрителей! Я думаю, что главный плюс сериала «Невский» в том, что мы всё-таки снимаем не экшен, а человеческие отношения».
Но так ли это?