Музей лягушки, кошки, мыши, утюга, истории водки, советских игровых автоматов, холодной войны, русского горя. Что только не пытаемся мы запечатлеть в памяти народной, а вот на имена и явления, действительно имеющие отношение к культуре, почему-то средств нет. Ни у энтузиастов, ни у государства.
К великому сожалению, современное состояние общества таково, что в качестве основного «источника познаний» выступают телевизор и компьютер. Не выправили эту ситуацию ни Год литературы, ни Год русского языка. Повальной безграмотности уже мало кто удивляется и почти никто её не стыдится.
Безбожно урезаются и без того скудные часы школьной программы, отведённые на изучение русского языка и литературы. Литературу поспешно «проходят» (в буквальном смысле: проходят мимо литературы) как занудную обязаловку. Глубинный духовный смысл русской классики не доводится учителями до ума и сердца учеников, потому что зачастую он не доходит и до самих недоученных педагогов. Русскую литературу преподают обзорно, не требуя обязательного прочтения произведений великих русских писателей, ограничиваясь приблизительными пересказами. Навсегда отбивается охота возвращаться к сокровищнице отечественной словесности, перечитывать и постигать её на новых уровнях «разумения о смысле жизни».
В связи с Лесковым, например, вспоминают только «Левшу» и «Очарованного странника», да и то лишь потому, что видели суррогаты этих произведений на экране: по «Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе» снят мультфильм, а по мотивам «Очарованного странника» – кинофильм.
Даже на родине писателя в Орле немногие могут назвать героев лесковских книг в композиции памятника Лескову, установленного более 30 лет назад. Уникальный орловский Дом-музей Н.С. Лескова не был отреставрирован даже к своему 40-летию, июлю 2014 года. Только после выступлений прессы местные чиновники спохватились и пообещали прикрыть этот позор, но… лишь к 2017 году. И, как всегда, не успели. Так и стоял лесковский музей сирый и убогий: разрушался фундамент, растрескались и развалились каменные ступеньки, облупилась краска на деревянной обшивке окон и стен, протекала кровля, подвергая опасности бесценные экспонаты.
Сейчас работы по реставрации здания потихоньку ведутся. Впрочем, может быть, и хорошо, что потихоньку – не всё успели уничтожить. Каменные исторические ступеньки дома-музея разломали и грудой свалили на заднем дворе, раритетную каменную лесенку заменили бетонно-тривиальным новоделом… «Ремонт» продолжается, и единственный в мире Дом-музей Н.С. Лескова до сих пор закрыт.
В этой связи наиболее актуально звучат слова Лескова, который устами своего героя-правдолюбца Василия Богословского в повести «Овцебык» обращался к тем «благодетелям» народа, у кого слово расходится с делом: «А вижу я, что подло все занимаются этим делом. Всё на язычничестве выезжают, а на дело – никого. Нет, ты дело делай, а не бреши. <…> Душу свою клади, да так, чтоб видели, какая у тебя душа, а не побрехеньками забавляй».
Когда разрушалось здание бесценного памятника культуры, в городе и округе возводились стоящие десятки миллионов рублей особняки и даже целые усадьбы местных «царьков». И всё это в дотационном регионе страны. Один такой таунхаус даже раскинулся в непосредственной близости к лесковскому музею, отхватив плутовским манером кусок сада на прилегающей к дому-музею территории.
Здесь же, поблизости от Дома-музея Н.С. Лескова, совсем развалился ещё один памятник культуры, дорогой для всякого образованного человека, описанный в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», затем – в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева», в стихах Константина Бальмонта. Это «Домик Лизы Калитиной».
Видимо, настолько безмерно щедра наша земля на таланты первой величины, что вошло в привычку не замечать и не ценить их. В одной из своих статей о Тургеневе Лесков с болью признавал библейскую истину о судьбе пророков: «В России писатель с мировым именем должен разделить долю пророка, которому нет чести в отечестве своём». Горькие эти слова в полной мере относятся и к самому Лескову.
Алла Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор