Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 июня 2020 г.
  4. № 22 (6739) (03.06.2020)
Литература Проза

Небо хочет нас назад

Отрывок из повести

03 июня 2020

Илья Нагорнов,

Нижний Новгород

 

 

– Аня, ты готова?

– О чём ты? Решил, замолчу навеки или увязну в зыбучих вопросах, вернее, ответах? Не замолчу и не увязну, мне не к лицу.

– Значит, расскажешь, с чего всё началось?

– С колыбельной всё началось.

– С какой ещё колыбельной?

– Мама пела. Первое моё воспоминанье, до этого – ничего, тьма и прохлада, вот как сейчас. Смотри. Мама меня укачивает. Заметь, на руках её я помещаюсь плохо, потому что мне уже года два, а мама маленькая, фарфоровая женщина. Мои голова и ноги свисают с худых её рук. У меня жар, и мама поёт с грустным шелестом: «Тише, мыши, кот на крыше, тише, тише». А потом с тяжёлым вздохом – потому что ей рано вставать, а не из-за колыбельной, но где мне это понять? – продолжает: «А котята ещё выше, выше, выше».

Сколько же раз я слышала этот усыпляющий стишок? Не счесть, и сама потом пела своему… Кстати, ты не знаешь, как котята забрались выше крыши?

– Ясно же.

– А мне нет. Не было этого в тексте, ни в строчках, ни между. Но в пятилетнем возрасте я случайно увидела, как дед топит в ведре котят, тех самых. Детей нашей Зинки. Он ушёл для этого подальше в огород, но там, подальше, росла сладкая малина, и вот я вижу, как взъерошенные комочки рвутся из воды, как верещит в них жизнь, а дед, взмокший с красной шеей, сгруживает их обратно в ведро расцарапанными руками. Я тогда выбежала из малины и твёрдо решила деда больше не любить. Во дворе мяукала Зинка, искала.

– Понятно, инстинкт. Котята милые. Но собаки, например, не такие эгоисты.

– Когда нечего сказать, лучше промолчать.

– Ты права, но, к сожалению, я не лишён обязанностей, и основная из них – держаться русла. И вот поэтому, а не потому что зануда, я спрошу: Аня, помнишь то лето?

– Конечно, помню. Лёша уехал, а я на пленэрах. Берёзы с коровами позируют для нас у реки, старый собор возле старого же рынка, людей мало, и хорошо, нечего им на нас глазеть и улыбаться. Идите-идите со своими авоськами, а то хлеб зачерствеет!

Как-то мы писали с натуры живописно завалившийся домишко, и из кустов, как подарок, появился кот. Ластился и вил у нас в ногах восьмёрки. Белый, как холст, мы с Ленкой, конечно, не устояли. Пока Татьяна Павловна отлучилась рвать цветы для натюрморта, мы расписали кота под тигра, он ничуть не возражал. Интересно, что хозяева подумали, и как скоро удалось отмыть «тигра»? Акварель бывает въедливая. Кот по приходу, конечно, запрыгнул на колени к усталой хозяйке.

– Почему к усталой?

– А какая же ещё? Скажешь просто: «к хозяйке», так что-то не верится. А усталую, её сразу видно. Вот гладит она котейку полноватой рукой, она, вообще-то, вся немного полноватая, вот гладит котейку и смотрит в окно, а там консервный, например, завод. Это нам он приятен, ведь пахнет оттуда на все фруктовые лады конфитюром, а хозяйка на консервном том заводе много лет от звонка до звонка, и поэтому глаза её сейчас тоскливо прищурились.

– Знаешь её?

– Не обязательно. Потом она наконец рассмотрит кота и без удивления промолвит: «Это кто тебя, мать честная?» Шёпотом, потому как за стенкой спит муж в спущенных трико, пьяненький. Его, конечно, разбудишь вряд ли, но рисковать… кому захочется рисковать при этом? Будет тут чумной мотаться, клянчить «трёшечку», а потом обматерит, если не больше. Пусть лучше спит. Кот же лапки под себя подберёт и заурчит, а хозяйка – опять в окно глядеть, и там уж, конечно, никакой не завод, и вообще что-то такое, что формы не имеет. Молодость, может, как думаешь?

– Долго не просидит, думаю. Пойдет мыть кота, тигра ей не прокормить.

– Точно, а мы на пленэре. У Ленки на коленях раскрытые ахматовские «Чётки», она от них глубоко вздыхает и видит в смазанном облаке профиль Игоря с кирпичного посёлка. Домишко мы пишем кое-как, ёрзаем в нетерпении на складных стульчиках. Хочется быть частью лета, а не его портретистами. Татьяна Павловна меленько кивает, заметив в нас эту, как она выражается, «цыганщину». Кивать кивает, но, уж конечно, вспоминает какое-нибудь своё лето. Тогдашних стрекоз у воды вспоминает, и скрип уключин, и веснушчатого… нет, скорей, кудрявого не забыть ей парня. Он на вёслах, а на загорелых его руках брызги. И свои, бледные, помнит колени, которые норовят показаться, и все сложнее их прятать от его глаз, будто платье съёжилось, – и ещё какую-нибудь драгоценную глупость воспроизводит медленно и с удовольствием.

Татьяна Павловна быстро царапает на наших листах молнии «четвёрок», и мы, радостно гремя этюдниками, разбредаемся по домам…


Тэги: Лицей
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Выбор жюри, или Совершенное число

    07.06.2022
  • Лицей-2022: проза (часть вторая)

    28.05.2022
  • Лицей-2022: проза (часть первая)

    27.05.2022
  • Лицей-2022: поэзия

    25.05.2022
  • Молодые авторы задаются вопросами о своем месте в мире

    18.05.2022
  • Вода тебя простит

    42 голосов
  • Страсти по Пушкину

    34 голосов
  • Перерастёт и прорастёт

    27 голосов
  • Я никогда не

    18 голосов
  • След стрижиного ножа

    17 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS