Татьяна Соловьёва
Недавняя передача из цикла «Петербургский текст», показанная в конце марта по санкт-петербургскому телевидению, мягко говоря, удивила.
Речь шла о едва ли не самом популярном сейчас месте города – Новой Голландии. Горожане наверняка с большим интересом готовились побольше узнать о привлекательном острове, отделённом от водных артерий замечательной кирпичной кладкой. О его строителях, о сооружениях, находившихся здесь когда-то… Однако вместо увлекательной истории в передаче повсюду солировал человек в розовых тапочках, иногда задавая вопросы приглашённым экспертам. Грустно было смотреть также и на так называемого специалиста по архитектуре, которая с апломбом утверждала, будто автором архитектурного шедевра – знаменитой арки Новой Голландии, известной далеко за пределами России, был француз Жан-Батист-Мишель Вален Деламотт. Хотя многие посетители этой достопримечательности, знакомые с историей города, из современных статей и книг прекрасно знают, что у замечательной арки было на самом деле три создателя. В титрах передачи также присутствовала неразбериха: например, работы, выполненные А.Д. Захаровым, отдавались Герарду и т.п. Очень жаль, что такое незнание материала выплеснулось в серии передач под названием «Петербургский текст», поскольку все другие передачи цикла заслуживают похвал. Особенно хороши постановки, объединённые темой «Пушкин – наше всё», где прекрасно раскрывается тема жизни Гения. Вот это и есть настоящий петербургский стиль!
Для начала вспомним о главном архитекторе этого места – Савве Ивановиче Чевакинском, придумавшем конусы для нового по тому времени способа хранения леса. Об архитекторе М.А. Пасыпкине, достроившем амбары, выходящие на угол нынешней площади Труда. Об архитекторе А.Е. Штауберте, возводившем круглое здание тюрьмы и полукруглое – кузни. Если говорить об авторстве арки – изюминке всего строения, то основным из трёх зодчих был, конечно, Чевакинский. Он рассчитал ширину и угол поворота протоки, а также положил начало арки в виде пилонов. В то время как Вален Деламотт лишь декорировал пилоны, переоформив их в виде невысокой арки – так, как он это делал ранее при оформлении Гостиного Двора. Архитектор Иван Герард изменил пропорции арки, подняв её высоту. В результате чего она и получила современный запоминающийся вид.
Почему же с первых дней создания арки считалось, что её автором был Вален Деламотт? Думается, оттого, что и Чевакинский и Герард являлись штатными архитекторами Адмиралтейского ведомства, деятельность которого не афишировалась. Оба на службе в Коллегии числились генералами – высшие военные чины для служащих, не имевших военного образования. Вален Деламотт же считался вольнонаёмным специалистом, о нём можно было писать. Француз был приглашён светским высоким государственным чином в качестве архитектора для отделки кирпичных сооружений штукатуркой. Однако так уж сложилось, что средств на оштукатуривание каменных амбаров не нашлось, и в истории Новой Голландии от работ приглашённого легионера сохранилось только создание арки.

О Савве Ивановиче Чевакинском применительно к созданному им Николо-Богоявленскому собору написано многое, а вот об Иване Кондратьевиче Герарде, которому пришлось достраивать амбары, известно не так много. В частности, то, что он родился 13 мая 1720 года в Швабии. Начальное образование получил в Германии, затем поступил в Академию наук в Петербурге, которую и окончил. На русскую службу поступил в 1765-м, работал в Департаменте водяных коммуникаций под началом графа Сиверса. Участвовал в перестройке Старо-Калинкиного моста (через Фонтанку между Старо-Петергофским проспектом и площадью Репина) и в создании многих других менее значительных архитектурных сооружений. В основном работал в Царском Селе, возводя многие мосты в Екатерининском и Баболовском парках. Создал довольно значимые проекты для Вышневолоцкой системы и Ладожского канала. Также он составил проект и наблюдал за работами по постройке Московского водопровода. Основным же его достижением следует считать возведение конусов и арки в Новой Голландии.
Рассуждая об архитектурном авторстве арки, следует вспомнить, с каким пиететом в ХIХ веке (да и позднее) возвышали иностранцев. Хотя зачастую основную работу исполняли русские. Так, например, знаменитая Стрелка Васильевского острова считается заслугой Тома де Томона, хотя архивы говорят о коллективной деятельности именно отечественных исполнителей*.
Мне посчастливилось работать в рукописных отделах РГБ и РНБ, где находятся основные фонды Румянцевых, и видеть два документа, подтверждающих сказанное. Итак, в феврале 1804 года на имя графа Румянцева поступил «высочайший рескрипт Александра I»: «Граф Николай Петрович! Соизволяя на Ваше представление о построении новой в Санкт-Петербурге каменной биржи и обложении камнем берега от Исаакиевского моста до конца старой биржи, с включением оной, по сделанным на то планам и сметам, Мною к Вам обращённым, Я признаю нужным для производства тех строений и работ учредить под главным Вашим начальством Комиссию, которой штат, мною утверждённый, при сём отдаю Вам, для наполнения людьми способными. Я желаю, чтобы построение биржи было окончено на четвёртый год, а обложение берега камнем в пять лет, начав те и другие работы по наступлению нынешней весны, повелевая при этом в число исчисленных по смете 1.939.138 рублей 05 копеек взять на первый год причитающуюся сумму из Государственного казначейства, и поручаю Вам снестись с министром финансов…» (РГБ НИОР Ф.255 (Архив Румянцевых) к. 6, ед. хр. 41, л. 9).
Румянцев с большой готовностью сразу же взялся за такую нужную городу и стране работу, и, как известно из сохранившихся архивных документов, привлекая лучших специалистов, сделал всё для завершения гениального ансамбля и облицовки части набережной в гранит в указанный ему срок! В возглавляемую Николаем Петровичем комиссию вошли 27 лучших инженеров и специалистов того времени различных областей. Среди них были главный архитектор А.Д. Захаров, А.И. Воронихин, Тома де Томон, мастер каменных дел Е.К. Суханов и другие.
По случаю окончания строительства такого значимого для России сооружения император Александр I прислал собственноручное письмо графу Николаю Петровичу Румянцеву с признанием его заслуг в завершении строительства здания Биржи и Стрелки В.о. В этом письме говорится, что «Биржа стала не только украшением нашей столицы», но и что «Приведением к окончанию сего памятника, размером своим сообразного обширной торговле в нашей Империи, Вы в полной мере оправдали наше препоручение. В подвиге сём, подъятом Вами при этом, многих трудах по другим частям Государственного управления, Мы видим новое доказательство примерного усердия Вашего к пользе Отечества…» (РГБ НИ ОР Ф.255 (Архив Румянцевых) к. 6, ед. хр. 41, л. 9 9об).
Таким образом, возведение Стрелки В.о. и здания Биржи следует полагать, как и в случае с аркой Новой Голландии, не работой одного иностранного архитектора Тома де Томона, а коллективной работой русских специалистов, возглавляемых Н.П. Румянцевым и А.Н. Захаровым…
______________________
* Подробно о строительстве Стрелки В.о. и здании Биржи см. книгу Т.А. Соловьёвой «Университетская набережная».