Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.

Недальнее зарубежье

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Современное русское зарубежье: В 7 томах. Том 1, книга 2: Проза. Поэзия – М.: Издательство «Серебряные нити», 2008.

Семитомная антология «Современное русское зарубежье» расширяется. Теперь в некоторых томах будет несколько книг. Видимо, у составителей антологии набралось материала, причём хорошего материала, гораздо больше, чем они предполагали.

Нельзя сказать, что текстов изначально было мало: первый том, опубликованный в 2005 году, представлял собой 600‑страничное собрание прозы и поэзии наших соотечественников, проживающих в ближнем зарубежье. Вторая книга этого тома, вышедшая в свет буквально на днях, несколько уступает первой по объёму, но не по значимости содержания.

В противоположность книге первой, здесь больше места отведено прозе и меньше – поэзии. Некоторые, например, Юрий Манаков (Казахстан) представлен в обоих разделах: и рассказами, и стихами.

Авторы в антологии собрались очень разные. Подборками рассказов представлены Олег Ждан и Сергей Трахименок (Белоруссия), Александр Котетишвили (Грузия), Мария Бельская и Александр Ялфимов (Казахстан). С фрагментами крупных прозаических произведений – Александр Егоров и Надежда Чернова (Казахстан). С эссе – Камал Абдулла (Азербайджан) и Владимир Гегер (Казахстан).

Экспериментирует в рамках жанра повести Иван Жук (Украина): его киноповесть «Вверх по течению» с посвящением «всем новомученикам и исповедникам российским» – страшный боевик, где вероотступники торжествуют в жизни земной, а праведники претерпевают страшные мучения для жизни небесной. Строки из стихотворения Анатолия Аврутина (Белоруссия) подходят к этой повести как нельзя кстати: «Посмотрите, кому поклоняется, / И поймёте, какой человек». А в жизнь небесную «вверх по течению» плывёт бесстрашный «монастырский дурачок», юродивый…

Юродивых, к слову, в прозаической части антологии немало. Героини «Иглы в квадрате» (Сергей Трахименок) и «Толяна и Сергеевны» (Олег Ждан) – женщины не от мира сего, сердобольные, готовые всему миру помочь, по‑своему счастливые, а со стороны – несчаст­ные и странные. У Надежды Черновой в «родословной в семейных мифах» «Когда зацветает шиповник» – история нескольких поколений одной семьи, политических и моральных «перевёртышей». У Олега Ждана Никита Татарчонок («Пожар»), Антон («Дом за оврагом»), Янка Батрак («Батрак») живут по своей правде, с какой в обычном мире никто их не поймёт и не примет. Да и не принимают. Герои О. Ждана – это освободившиеся зэки, пьяницы и бездельники. Кажется, нечто неуловимое раскололось, рассыпалось, ушло – не вернуть, оттого и мир перевернулся. Как пишет тот же Анатолий Аврутин:

Много ль разницы –
век иль стагоддзе
Стали прошлым, мiнулым уже,
Если всё на последнем в природе,
На апошнiм, браток, рубеже.

На пределе? На склоне? На грани?
Покорёжилось, сбилось в пути?

Но, говорит Олег Ждан, «надо терпеть». И терпят.
Надо терпеть и героям Марии Бельской, только в столкновениях не с человеческим, а с животным миром. В рассказе «Поединок» дед Сергей оказывается один на один с разъярённым, мстительным медведем. В «Волчице» семья деда Тимофея, тогда ещё молодого мужика, попадает к волчьей стае, и спасение их зависит не от выносливости или хитрости, как в «Поединке», а от способности человека понять животное.

Вообще, жажда понимания, сострадания и любви пронизывает все произведения книги. Об этом – «Неясный силуэт в серебряном тумане» (Юрий Лавриненко, Латвия), рассказы Александра Котетишвили под общим заглавием «Пути Господни», об этом и стихи. «Горе слева заходило, справа, / А потом ударило в лицо. / Но любовь, любовь сметала лавой / Всё». (Тамара Краснова‑Гусаченко, Белоруссия). И эта жажда, конечно, зачастую выливается в тоску по родине и в боль от распрей между братьями:

Я мечтаю об одном: когда‑то,
Коли сгасне свитло мойих мрий,
Я прыйду до хаты мого брата
И могылы матери мойий.

(Геннадий Верещагин, Эстония)

Поэты и прозаики разной степени дарования, разных художественных устремлений, проживающие в разных теперь государствах, пишут по‑русски и хотят говорить со своими читателями на одном языке. Эту возможность и предоставили им составители антологии.

Арина ДЕПЛАНЬИ

Арина Депланьи


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты