Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июля 2015 г.
  4. № 31 (6519) (29.07.2015)
Библиосфера

Недержание постов

29 июля 2015

Владимир Вишневский. Акын online. Любимая, я знаю, ты в сети. – Москва: АСТ, 2015. – 288 с. – 2000 экз.

Интернет – штука совсем молодая. Каких-то 20 лет назад он был экзотикой. А сейчас среднему горожанину уже сложно представить, как можно обойтись без постоянного подключения. Интернет наряду с мобильной связью стал чем-то вроде искусственного чувства, логичного дополнения к зрению и слуху. Конечно, это не может не влиять на то, как мы взаимодействуем с миром. Меняется формат межличностного общения, возникают и укореняются целые виртуальные культуры. Но что же с традиционными видами интеллектуальной деятельности? Развитие высоких технологий сказалось и на них. В литературе, например, появился целый новый жанр – сетевая проза. Жанр спорный, порой не признаваемый поборниками традиций. И тем не менее – невероятно популярный, особенно в молодёжной среде. Доступность, сжатость формата, жвачкообразность – всё это помогает текстам, выросшим из блоговых заметок, найти кратчайший путь к читателю. Схожим образом обстоит дело и с сетевой поэзией. Сейчас поэты, наиболее известные широким кругам, – отнюдь не жители «башен из слоновой кости». Сетевые авторы, мгновенно откликающиеся на любую новость, за счёт высокой релевантности своих произведений порой охватывают многотысячные аудитории интернет-пользователей. Хорошо ли это? Сложно сказать. Но вот что любопытно: сетевая слава почему-то не может до конца удовлетворить амбиции новоявленных «акынов». И появляются на прилавках книжных магазинов странные книги, представляющие собой распечатки «стены» того или иного «поэта». Рассмотрим конкретный пример. Перед нами – книга Владимира Вишневского «Акын online. Любимая, я знаю, ты в сети».

Если верить аннотации, «Владимир Вишневский – один из самых цитируемых современных поэтов, чьи стихи и афоризмы успели стать частью русской разговорной культуры». То есть, сами того не зная, мы каждый день употребляем выражения, рождённые этим великим автором, пользуемся его наработками для описания жизненных ситуаций? Сразу хочется разобраться – какими же именно. Скажу честно: прочитав книгу от корки до корки, я не нашёл ни одной «крылатой фразы» (за исключением пары прямых цитат из произведений Пушкина и Горького), ничего присутствующего даже не в разговорном языке – на просторах интернета. Зато сформировал чёткое понимание того, что же являет собой «поэт Вишневский»: комичный, достойный пера каких-нибудь современных Ильфа и Петрова тип записного сетевого пошляка. Чего стоят хотя бы строчки:

Мороз и солнце, день чудесный!

Уже проснулся низ телесный…

или

…ему б припасть в порыве – страстно, сразу!..

Но получилось – только к унитазу.

Вектор движения понятен. Можно, конечно, сказать, что цитаты вырваны из контекста… а нет – нельзя! Большая часть контента в книге – дву-, трёх-, четверостишия. Автор старается в максимально сжатой форме донести до читателя свои бессмертные афоризмы. Иногда вообще ужимая мысль до одного слова. Вероятно, это было бы очень интересное следование «традиции новаторства», которая существует в нашей литературе. Если бы не одно «но». Вот несколько примеров «новояза» Вишневского: «содрогазм», «секспромт», «немилостноподатный», «половозрелище», «молчаиспускание», «сластотерпец», «чисто ГИБДДически». Список можно существенно расширить, но, пожалуй, незачем. Общее представление о том, с каким типом мышления мы столкнулись, – налицо. И это – «один из самых цитируемых»?.. Впрочем, удивительного, если разобраться, ничего и нет. Народ кушает то, что ему предлагают…

Обидно, что под видом «правды жизни» Вишневский впаривает интернет-пользователям свои пошленькие сентенции. Кто-то ведь и правда подумает, что вот она – современная поэзия. Механизм отупления масс задействует самые низменные инстинкты. Читателю говорят: нет ничего прекрасного и возвышенного, поэзия – складно зарифмованный скабрёзный анекдот. Не думай, не чувствуй – стихотворный фастфуд предлагает готовые решения. А кто верит во что-то более чистое и менее конкретное, чем замаранные трусы, тот дурак, причём зачастую – опасный:

…Да, сегодня опасней всего несуны,

несуны ахинеи о судьбах страны.

Мы, товарищ, в великой Державе

обосраться сегодня не вправе.

Тексты Вишневского являют наглядный пример того, как однозначно хорошее изобретение – интернет – даёт возможность продвижения, в общем-то, кому попало. И перекочё­вывают похабные вирши со стен общественных уборных на стены аккаунтов, а оттуда уже – на страницы вполне себе солидных издательств. Хорошо только одно: Вишневский – явление преходящее. Что он и сам, вероятно, понимает. По крайней мере, разразился-таки вот этим двустишием:

Я поделился истиной простой.

но молодёжь мне крикнула: «Отстой!»


Тэги: Владимир Вишневский
Обсудить в группе Telegram

Иван Купреянов

Иван Купреянов - поэт, член Союза писателей Мос... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS