Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Недолгая достойная жизнь

01 января 2007

IN MEMORIUM

ИТАР-ТАССКлассическая, столь востребованная газетными журналистами, то и дело перефразировавшими её на разные лады, фраза «Рок-н-ролл мёртв, а мы ещё нет» отныне потеряла последние крупицы содержательного смысла. Да и по поводу аббревиатуры ГрОб, под которой группа «Гражданская оборона» фигурировала в массовом сознании, которая много лет украшала собой тысячи заборов и стен на пространстве от Калининграда до Владивостока, теперь уже более не пошутишь и не поиронизируешь. 

Путь, пройденный «Обороной», место, занимаемое ею в нашей культуре, были, без каких бы то ни было сомнений, уникальны. Дело в том, что все эти двадцать лет группы недюжинного музыканта, странного стихотворца и отчётливого пассионария Егора Летова (равно как и его самого) в отечественной культуре как бы не существовало вовсе. Ни в официальной, ни в неофициальной – которые, впрочем, за это время поменялись своим взаимным местоположением едва ли не полностью. Летов же продолжал неизменно оставаться «на краю», в маргинальной резервации, обустроенной им себе с убеждённостью достоевского «человека из подполья», вечного непреклонного оппозиционера. 

Такой склад его личности счастливо помогал ему, оставаясь все эти годы самим собой, менять как перчатки социально-политические убеждения и при этом только лишь множить число своих новых поклонников, не неся больших потерь и в полку старых. Летов мог быть пламенным антикоммунистом, как в начале своей «карьеры», когда его усиленно разрабатывал КГБ и помещали в психиатрические клиники, мог – столь же яростным «большевиком», как в середине 90-х, когда он соратничал не только с Лимоновым, но и с Анпиловым. Непререкаемый авторитет «последнего настоящего рокера», а вместе с тем несколько парадоксальным образом и «последнего панка» (поскольку музыка «Гражданской обороны» всегда отличалась специфическим «грязным» звучанием, а тексты никогда не испытывали никаких комплексов по части ненормативной лексики) оставался при этом неизменен. Публика концертов, в которой неизменно задавали тон «ревущие» четырнадцати-пятнадцатилетние при неизменном же одобрительном восхищённом покрякивании верных многолетних фанов («Ну, Егор! Ну, молодца!») всегда, из года в год, вела себя неизменным образом. То есть: всем залом вторила прославленным летовским хитам вроде «Всё идёт по плану» или «Русское поле экспериментов», достаточно благосклонно принимала новые вещи, бешено скакала по танцполу, скандировала своему кумиру здравицы и вообще «отрывалась по полной», вселяя закономерный трепет в души по традиции многочисленных блюстителей порядка. 

В последние годы, начиная с появления неожиданного альбома «Долгая счастливая жизнь», даже ещё раньше – со «Звездопада», на котором Летов уважительно и даже проникновенно перепел некоторые замечательные образцы советской песенной классики, в его творчестве произошла некоторая достаточно отчётливо заметная «смена вех». Даже знаменитый «утробный рык» певца стал звучать на последних концертах как-то сдержанно, благороднее, что ли. При этом на губах его то и дело возникало – шутка сказать! – робкое подобие чуть смущённой блуждающей улыбки. А яростный строй гитар яростного летовского «стройотряда», нисколько не потеряв в открытой эмоциональности, явственно прирастал эманациями чего-то негромко-сокровенного.
 
На пятом десятке Егор Летов, по всему видать, успел достигнуть своей собственной сансары (у них, у рокеров, это вообще-то в традиции – правда, частенько больше в качестве декларации, нежели истинных переживаний). А поскольку речь шла не просто о честном и искреннем музыканте, но о лидере лучшей отечественной рок-группы (а возможно, и единственной, если определять само это понятие строго по гамбургскому счёту), то на душе становится как-то значительно радостнее. И возникала уверенность в том, что всех нас и впрямь ждёт – без всякой злой иронической подковырки – «долгая счастливая жизнь». 

Хочется надеяться, что она пребудет с нами ещё какое-то время. Что Летова будут слушать и попробуют наконец понять и, может быть, изучить. Что у него вдруг возьмёт и обнаружится какой-нибудь творческий наследник. Что всё было не зря. 

А.В.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS