Прочитал беседу с В. Стрелецким «Милиция должна быть неподкупной» («ЛГ», № 47–48, 2007) и вот о чём подумал… Как только был развален СССР, была развалена и советская система ценностей. Сколько бы над ней ни издевались, она хоть и декларативно, но пропагандировала конструктивные этические нормы.
Новая, т.е. крайне либеральная, система ценностей была у нас искусственно создана. Именно такой системы ценностей нет больше ни в одной развитой западной стране. Призывая к откровенному индивидуализму и девизу «деньги превыше всего», эта система не предложила ничего социально конструктивного, что бы сплачивало граждан страны в саморазвивающийся организм.
Быстро и наглядно эта новая антисистема проявилась, конечно, на тех структурах, которые должны охранять принятые в обществе нормы жизни. В частности, на милиции. Если новыми политиками была провозглашена свобода от государства и обязанностей перед обществом, свобода нравов, то какие и чьи ценности должна защищать милиция? Непонятно. Скорее всего, в данной ситуации – того, кто больше заплатит и держит тебя на работе. Это единственный сохранившийся логический ориентир. Поэтому то, что милиция сейчас в основном «взяточная», – не её самой первоначальная вина. Тут виноваты предложенные новой властью принципы жизни. Тем более что милиционерам назначили унизительно низкую зарплату.
Антисистема стала разлагать милицейское сообщество. Кто в 1990-е годы (да нередко и сейчас) в Петербурге внимательно приглядывался к внешнему виду милиционеров и их поведению, без труда замечал признаки пренебрежения к своей когда-то почётной профессии: осанка без признаков самоуважения; походка расхлябанная, спина полусогнута; руки постоянно в карманах; одежда неглажена, шапка/фуражка надета набекрень; ремень не затянут; нередко, идя по улице, правоохранители пьют напитки прямо «из горла», а потом пустую бутылку швыряют на газон.
Было заметно, что милиционеры избегали быть «по форме». Быть аккуратным и подтянутым, т.е. правильным, стало расцениваться как выслуживание перед начальством, и каждого соблюдающего служебный устав, а особенно образцовый внешний вид окружали презрением в своей же милицейской среде. Зачем вытягиваться по струнке, если страна не ценит тебя?..
А то, что милиционеры стали малодоступны и грубы с гражданами, которые обращаются к ним на улице с какой-либо просьбой, – общеизвестно. Более того, многие отделения милиции забаррикадировались от населения, и даже в середине дня в них не просто попасть. Нужно долго объяснять через переговорное устройство о цели своего прихода, пока баре в милицейской форме не соизволят до тебя снизойти или подальше послать.
Такие вот дела. А вы – о неподкупности…
, преподаватель обществознания в фельдшерском колледже, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ