Количество киосков прессы сократилось на треть
И решение о проведении в России Года литературы, и поручения президента связаны с тем очевидным фактом, что россияне читают настолько мало, что это грозит уже национальной катастрофой. Книга как инструмент познания, освоения социального опыта, понимания общекультурного контекста находится сегодня в пренебрежении. Изменить сложившееся положение возможно только масштабными совместными усилиями власти и общества.
В последние годы профессиональное сообщество буквально титаническими усилиями удерживает книжный рынок на плаву. В денежном выражении в 2015 году даже прогнозируется однопроцентный рост (с учётом бюджетных продаж) или чуть меньший (+0,6%) на коммерческом рынке. Однако в натуральных показателях рынок продолжает снижаться. Согласно статистике, обнародованной в конце января Российской книжной палатой, общий тираж книг и брошюр, изданных в нашей стране в 2014 году, сократился по сравнению с предыдущим годом на 10,6%. На 7% уменьшилось количество наименований печатной продукции.
Безусловно, у этого процесса есть объективные причины: перетекание читателей в цифровую среду, которая ещё слабо монетизирована из-за лёгкой доступности пиратского продукта, общее снижение интереса к чтению... На зарубежных рынках отмечаются те же проблемы, но объёмы продаж литературы, хотя и несколько сокращаются, несравнимо выше.
В чём же разница между отечественным и зарубежными рынками? На Франкфуртской книжной ярмарке было представлено сравнение 23 стран по двум показателям: потребление книжной продукции на душу населения (в евро) и количество выпущенных книг в расчёте на 1 млн. человек. Такие страны, как США, Великобритания, Канада, Норвегия, Бельгия, Голландия, Франция, Япония и ряд других, составляют некий эксклюзивный клуб. Здесь потребление книжной продукции на душу населения находится в пределах 80–100 евро, при этом выпускается почти 1500 новинок на 1 млн. человек. Россия же входит в группу, мягко обозначенную как «развивающиеся страны», где потребление книг почти на порядок меньше – около 10 евро на человека, а новинок печатается в два раза меньше.
На наш взгляд, одна из важнейших причин столь резкого отставания отечественного книжного рынка – чрезвычайно низкая обеспеченность торговыми точками, реализующими книги. По данным Госкомиздата СССР, в 1989 году в РСФСР насчитывалось 8455 книжных магазинов. В постсоветской России, по экспертным оценкам, количество стационарных розничных книготорговых точек в 2012 году составляло чуть более 1200–1300. В настоящее время в европейских странах один книжный магазин приходится на 10 тысяч жителей, в России – один на 65 тысяч. Даже в столице всего один книжный на 55 тысяч горожан! А например, в германском городе Люнебург с населением 60–70 тысяч человек, благодаря низким арендным ставкам, имеется семь магазинов, торгующих книгами и прессой. Самый большой магазин – в два этажа, более 1000 кв. метров!
В нашей же стране книжные магазины закрываются. Только в 2014 году не стало части сети «Буква», а исчезающие несетевые и считать не успевают. Стабильные продажи обеспечиваются в основном благодаря федеральным сетям, таким как «Новый книжный» и «Буквоед», которые открывают новые книжные магазины. Но эти сети – не правило, а исключение.
Киоски прессы с удовольствием включают книги в свой ассортимент, но и они не в силах спасти книжный рынок. И не только потому, что могут реализовывать из-за скромной площади небольшое число наименований, но и потому, что сами переживают серьёзный кризис. Количество киосков под давлением экономических и административных причин за последние годы сократилось на треть.
Традиционно динамично у нас, как и во всём мире, развивается интернет – в среднем плюс 10–15% в год. Растёт интернет-аудитория, которая готова приобретать книги через интернет-магазины, начинают ценить удобство таких покупок жители регионов – и из-за широты ассортимента, и из-за лёгкости выбора, и из-за более низких по сравнению с офлайновой розницей цен. Вслед за появлением доверия к покупкам книг через интернет растёт и размер среднего чека. Сегодня он составляет максимальную за всю свою историю величину – от 800 до 1000 рублей.
Одновременно с этим ужесточается конкуренция в сегменте: растёт число интернет-магазинов, и многие, в том числе и книжные, онлайн-игроки открывают новые товарные направления. Поэтому закономерным является и развитие компаниями логистики, расширение географии физического присутствия и всевозможных клиентских сервисов (личный кабинет, адресный мэйлинг, контекстная реклама, работа с блогами и т.д.).
Основные игроки в этом сегменте уже давно определились, но периодически меняют свои позиции. По данным отраслевого доклада ФАПМК «Книжный рынок России – 2014. Состояние, тенденции и перспективы развития», за последний год доля лидера рынка – Ozon.ru – значительно снизилась, с 35 до 24%. Пару процентных пунктов потерял интернет-магазин Labirint, а вот Read.ru и My-shop, наоборот, упрочили свои позиции и увеличили доли на рынке. В целом же на интернет приходится 10,2% в структуре доходов книжной отрасли на сегодняшний день.
Существенным препятствием на пути развития этого сегмента является состояние почтовых служб в нашей стране. Дороговизна, длительные сроки доставки, частые случаи утери посылок – всё это останавливает потенциальных дистанционных покупателей.
На этом фоне растут продажи цифровых книг, причём тенденция роста сохраняется уже не первый год. Так, в 2012 году объём рынка электронных книг составлял 260 млн. рублей, в 2013-м – 500 млн., по итогам 2014-го достиг 950 млн. рублей. И это, по прогнозам специалистов, далеко не предел: к концу 2015 года оборот может увеличиться ещё на 80–100%.
Вместе с тем полного замещения бумажных книг цифровыми ожидать не приходится. Например, в Великобритании и Соединённых Штатах более 20% продаж книжной отрасли приходится на долю цифровых книг, но рынок уже стабилизируется, темпы роста замедляются. В нашей же стране продажи меньше, так как за скачивание цифровых книг в 2013 году, по данным Российской академии электронных коммуникаций (РАЭК), заплатили всего 6% пользователей Рунета. Невелико и число тех, кто теоретически готов платить за эфемерный цифровой продукт, – всего 25%, или 36% – по данным более оптимистичного Фонда общественного мнения (ФОМ). Конечно, потенциал у этого сегмента огромный, но вот вопрос: как реализовать этот потенциал, если более 60% россиян не могут отличить легальный контент от незаконного, а не менее 80% книжной продукции в Сети – как раз пиратская?
В нашей стране пока всё-таки следует больше внимания уделять развитию традиционных торговых форматов. Тем более что современные технологии продаж предлагают для этого широчайшие возможности. Есть перспективы и у кооперации книжных магазинов с другими форматами, например, с той же интернет-торговлей, когда магазин служит одновременно пунктом выдачи заказов. Любопытный проект предложила Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) – создание в городах при поддержке государства разветвлённых сетей павильонов типа «Книги+Пресса+». Такого рода павильоны, для которых было бы актуальным установить специальные пониженные ставки арендной платы как для объектов, выполняющих культурные функции, могли бы предлагать помимо книг и периодики широкий набор услуг, пользующихся повышенным спросом населения.
Отсутствие достаточного числа торговых объектов, способных не только удовлетворить существующий спрос, но и стимулировать его усиление, одновременно работая и над пробуждением былого интереса граждан к чтению, и над повышением доступности книг и периодики, – ключевая проблема. Будем надеяться, что комплекс мер по поддержке чтения, книгоиздания и распространения, усилия литературной общественности дадут позитивный результат, печатное слово в нашей стране станет популярным и массовым, и Россия вернёт себе прежний статус самой читающей страны в мире.
Дмитрий МАРТЫНОВ, президент АРПП,
Александр ОСЬКИН, председатель правления АРПП