Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 февраля 2015 г.
  4. № 7 (6497) (18.02.2015)
Литература Общество

Недоступный инструмент познания

18 февраля 2015

Количество киосков прессы сократилось на треть


Выступая на церемонии открытия Года литературы в Московском художественном театре имени Чехова, президент отметил: «Не секрет: в России стали меньше читать – к сожалению, огромному сожалению для нас всех, – и возродить в обществе ценность хорошей книги принципиально важно. Так же, как и делом помочь тем, кто так или иначе связан с литературной деятельностью, с этой сферой». А несколькими днями ранее Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам совместного заседания Государственного совета и Совета при президенте по культуре и искусству. Одна из задач, поставленных главой государства перед органами исполнительной власти субъектов РФ, – принятие мер по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения.

И решение о проведении в России Года литературы, и поручения президента связаны с тем очевидным фактом, что россияне читают настолько мало, что это грозит уже национальной катастрофой. Книга как инструмент познания, освоения социального опыта, понимания общекультурного контекста находится сегодня в пренебрежении. Изменить сложившееся положение возможно только масштабными совместными усилиями власти и общества.

В последние годы профессиональное сообщество буквально титаническими усилиями удерживает книжный рынок на плаву. В денежном выражении в 2015 году даже прогнозируется однопроцентный рост (с учётом бюджетных продаж) или чуть меньший (+0,6%) на коммерческом рынке. Однако в натуральных показателях рынок продолжает снижаться. Согласно статистике, обнародованной в конце января Российской книжной палатой, общий тираж книг и брошюр, изданных в нашей стране в 2014 году, сократился по сравнению с предыдущим годом на 10,6%. На 7% уменьшилось количество наименований печатной продукции.

Безусловно, у этого процесса есть объективные причины: перетекание читателей в цифровую среду, которая ещё слабо монетизирована из-за лёгкой доступности пиратского продукта, общее снижение интереса к чтению... На зарубежных рынках отмечаются те же проблемы, но объёмы продаж литературы, хотя и несколько сокращаются, несравнимо выше.

В чём же разница между отечественным и зарубежными рынками? На Франкфуртской книжной ярмарке было представлено сравнение 23 стран по двум показателям: потребление книжной продукции на душу населения (в евро) и количество выпущенных книг в расчёте на 1 млн. человек. Такие страны, как США, Великобритания, Канада, Норвегия, Бельгия, Голландия, Франция, Япония и ряд других, составляют некий эксклюзивный клуб. Здесь потребление книжной продукции на душу населения находится в пределах 80–100 евро, при этом выпускается почти 1500 новинок на 1 млн. человек. Россия же входит в группу, мягко обозначенную как «развивающиеся страны», где потреб­ление книг почти на порядок меньше – около 10 евро на человека, а новинок печатается в два раза меньше.

На наш взгляд, одна из важнейших причин столь резкого отставания отечественного книжного рынка – чрезвычайно низкая обеспеченность торговыми точками, реализующими книги. По данным Госкомиздата СССР, в 1989 году в РСФСР насчитывалось 8455 книжных магазинов. В постсоветской России, по экспертным оценкам, количество стационарных розничных книготорговых точек в 2012 году составляло чуть более 1200–1300. В настоящее время в европейских странах один книжный магазин приходится на 10 тысяч жителей, в России – один на 65 тысяч. Даже в столице всего один книжный на 55 тысяч горожан! А например, в германском городе Люнебург с населением 60–70 тысяч человек, благодаря низким арендным ставкам, имеется семь магазинов, торгующих книгами и прессой. Самый большой магазин – в два этажа, более 1000 кв. метров!

В нашей же стране книжные магазины закрываются. Только в 2014 году не стало части сети «Буква», а исчезающие несетевые и считать не успевают. Стабильные продажи обеспечиваются в основном благодаря федеральным сетям, таким как «Новый книжный» и «Буквоед», которые открывают новые книжные магазины. Но эти сети – не правило, а исключение.

Киоски прессы с удовольствием включают книги в свой ассортимент, но и они не в силах спасти книжный рынок. И не только потому, что могут реализовывать из-за скромной площади небольшое число наименований, но и потому, что сами переживают серьёзный кризис. Количество киосков под давлением экономических и административных причин за последние годы сократилось на треть.

Традиционно динамично у нас, как и во всём мире, развивается интернет – в среднем плюс 10–15% в год. Растёт интернет-аудитория, которая готова приобретать книги через интернет-магазины, начинают ценить удобство таких покупок жители регионов – и из-за широты ассортимента, и из-за лёгкости выбора, и из-за более низких по сравнению с офлайновой розницей цен. Вслед за появлением доверия к покупкам книг через интернет растёт и размер среднего чека. Сегодня он составляет максимальную за всю свою историю величину – от 800 до 1000 рублей.

Одновременно с этим ужесточается конкуренция в сегменте: растёт число интернет-магазинов, и многие, в том числе и книжные, онлайн-игроки открывают новые товарные направления. Поэтому закономерным является и развитие компаниями логистики, расширение географии физического присутствия и всевозможных клиентских сервисов (личный кабинет, адресный мэйлинг, контекстная реклама, работа с блогами и т.д.).

Основные игроки в этом сегменте уже давно определились, но периодически меняют свои позиции. По данным отраслевого доклада ФАПМК «Книжный рынок России – 2014. Состояние, тенденции и перспективы развития», за последний год доля лидера рынка – Ozon.ru – значительно снизилась, с 35 до 24%. Пару процентных пунктов потерял интернет-магазин Labirint, а вот Read.ru и My-shop, наоборот, упрочили свои позиции и увеличили доли на рынке. В целом же на интернет приходится 10,2% в структуре доходов книжной отрасли на сегодняшний день.

Существенным препятствием на пути развития этого сегмента является состояние почтовых служб в нашей стране. Дороговизна, длительные сроки доставки, частые случаи утери посылок – всё это останавливает потенциальных дистанционных покупателей.

На этом фоне растут продажи цифровых книг, причём тенденция роста сохраняется уже не первый год. Так, в 2012 году объём рынка электронных книг составлял 260 млн. руб­лей, в 2013-м – 500 млн., по итогам 2014-го достиг 950 млн. руб­лей. И это, по прогнозам специалистов, далеко не предел: к концу 2015 года оборот может увеличиться ещё на 80–100%.

Вместе с тем полного замещения бумажных книг цифровыми ожидать не приходится. Например, в Великобритании и Соединённых Штатах более 20% продаж книжной отрасли приходится на долю цифровых книг, но рынок уже стабилизируется, темпы роста замедляются. В нашей же стране продажи меньше, так как за скачивание цифровых книг в 2013 году, по данным Российской академии электронных коммуникаций (РАЭК), заплатили всего 6% пользователей Рунета. Невелико и число тех, кто теоретически готов платить за эфемерный цифровой продукт, – всего 25%, или 36% – по данным более оптимистичного Фонда общественного мнения (ФОМ). Конечно, потенциал у этого сегмента огромный, но вот вопрос: как реализовать этот потенциал, если более 60% россиян не могут отличить легальный контент от незаконного, а не менее 80% книжной продукции в Сети – как раз пиратская?

В нашей стране пока всё-таки следует больше внимания уделять развитию традиционных торговых форматов. Тем более что современные технологии продаж предлагают для этого широчайшие возможности. Есть перспективы и у кооперации книжных магазинов с другими форматами, например, с той же интернет-торговлей, когда магазин служит одновременно пунктом выдачи заказов. Любопытный проект предложила Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) – создание в городах при поддержке государства разветвлённых сетей павильонов типа «Книги+Пресса+». Такого рода павильоны, для которых было бы актуальным установить специальные пониженные ставки арендной платы как для объектов, выполняющих культурные функции, могли бы предлагать помимо книг и периодики широкий набор услуг, пользующихся повышенным спросом населения.

Отсутствие достаточного числа торговых объектов, способных не только удовлетворить существующий спрос, но и стимулировать его усиление, одновременно работая и над пробуждением былого интереса граждан к чтению, и над повышением доступности книг и периодики, – ключевая проблема. Будем надеяться, что комплекс мер по поддержке чтения, книгоиздания и распространения, усилия литературной общественности дадут позитивный результат, печатное слово в нашей стране станет популярным и массовым, и Россия вернёт себе прежний статус самой читающей страны в мире.

Дмитрий МАРТЫНОВ, президент АРПП,

Александр ОСЬКИН, председатель правления АРПП

Тэги: Книгоиздание Книготорговля Год литературы
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Жизнь налаживается

    17.06.2020
  • Верность книге

    10.06.2020
  • Спасти рядового книжника

    15.04.2020
  • Открытое письмо Правительству Российской Федерации

    15.04.2020
  • Центростремительная сила слова

    20.11.2019
  • Хватит быть наивными!

    156 голосов
  • Книжный фастфуд

    39 голосов
  • Весьма странная книга

    37 голосов
  • Год словесности, а не словес

    29 голосов
  • Защитить книгу

    29 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS