Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина не перестаёт удивлять избалованную столичную публику. На сей раз в Музее личных коллекций ГМИИ представлена в высшей степени любопытная выставка, при том что титульное наименование её звучит достаточно маловыразительно и где-то даже «пугающе» для непосвящённых. «Русское искусство XIX–XX веков» из собрания Государственной художественной галереи Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Когда два года назад я беседовала на тему новых российских музеев с Ириной Александровной Антоновой, она обмолвилась об Югре. Но поверить, что в наши дни в России может «с чистого листа» возникнуть первоклассное художественное собрание, было всё равно затруднительно. На таком удалении от больших культурных центров – коллекция, которая достаточно полноценно представляет картину развития Золотого века отечественной живописи.
В наше время немало вполне представительных корпоративных и частных коллекций. Но вряд ли большинство из них в ближайшее время по примеру Павла Третьякова станет общедоступными музеями. А вот в Югре десять лет назад возникла какая-то абсолютно новая форма рождения музея, ставшая возможной благодаря совпадению интересов трёх сторон – государства, региона и частных лиц и, конечно же, благодаря отчислениям в региональный стабилизационный фонд, то есть, иными словами, пресловутым нефтедолларам.
На выставке представлено около 70 первоклассных произведений живописи и графики. «Дама за прошивками» Василия Тропинина – обращающее на себя пристальное внимание и чрезвычайно характерное для художника полотно. Илья Репин представлен на выставке нежным «Портретом дочери Веры», выполненным углём. Конечно же, «обязательный» для всякого российского собрания Иван Айвазовский. Исаак Левитан, Кузьма Петров-Водкин, Константин Сомов... Имеется в Югорском музее даже великий Карл Брюллов, пускай в эскизах и далеко не самых выдающихся полотнах. Интересны работы мастеров так называемого второго ряда – Генриха Семирадского, Николая Дубовского. Ну а визитной карточкой выставки по праву может быть назван великолепный «Автопортрет с женой и дочерью» Филиппа Малявина (на иллюстрации).
Выставка продлится до 2 сентября