Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 мая 2024 г.
  4. № 21 (6935) (29.05.2024)
Литература

Негатив, проявленный вечностью

Из разговоров с Леонидом Леоновым

31 мая 2024
Леонид Леонов (1899 – 1994) / Эммануил Евзерихин / ИТАР-ТАСС

К 125-летию со дня рождения Леонида Леонова предлагаем вниманию читателей интервью из архива «ЛГ» – одно из последних, а может быть, и самое последнее, вышедшее при жизни писателя. Оно было опубликовано 1 июня 1994 года, к 95-летию Леонова. В августе того же года его не стало...

С художником, мастером – а Леонид Леонов, пожалуй, один из немногих, кто сегодня в русской литературе по праву традиции носит это звание, – возникает и особый сюжет взаимоотношений: критик – писатель. Леонов живёт и пишет не «по моде ходячего бытия» (выражение В. Набокова). У него своё – высокочувствительное, редкое по нынешним временам – отношение к слову, свой – внутренний – ритм. Встроиться в него было непросто.

Мне повезло: я соприкасаюсь с напряженной духовной жизнью писателя, читая то, что выходит сегодня из-под его пера; общаюсь с ним по телефону. Но самое главное – личные встречи, разговоры – а за последние годы их было несколько.

Леонид Максимович не разрешал записывать за ним слово в слово, сначала я воспроизводила сказанное им по памяти. Затем запрет как-то незаметно был нарушен. У меня накопилось много таких записей. Они сливаются в монолог художника, прихотливое течение ассоциативной мысли, неожиданным образом связующей отдалённые «концы и начала».

– «Вор» – это самая главная книга... «Вор» был задуман в пору революции. В первой редакции главный герой Митя Векшин был романтизирован, что-то в нём было есенинское. Через 37 лет была сделана вторая редакция «Вора». Во второй – герой был изменён в худшую сторону. Митя Векшин жил на средства Зины Балуевой и говорил ей, что не может жить на деньги, бывшие в употреблении. Он отобрал последние 40 рублей у своего друга Саньки Велосипеда, не погнушавшись этими деньгами. Когда-то Митя встречался на железном мосту через Кудему с девочкой, назначил ей свидание, но не пришёл, и она была изнасилована бандитом Агеем и заражена им дурной болезнью. Она гнила у него на глазах, а он даже не заметил...

Вторая редакция – это в лупу рассмотренные узлы «Вора». Думают, что я переделал «Вора» по требованию Сталина. Но это была абсолютно моя авторская воля.

– Читал ли Сталин эту книгу?

– У Сталина видели весь перечёркнутый красным карандашом текст «Вора». Издатель Титков говорил мне, что некоторые покупали по три экземпляра книги – думали, что она будет запрещена... Мною написан новый эпилог к «Вору». Надо сверять обе редакции текста (первую, вторую и заключительную) по живому месту – по образам, словам, перефразам, символам. Надо разобрать конструкции, прослушать пальцами, как партитуру, просмотреть механику текста... Это негатив, который проявляется вечностью. Вор – не в том, что кто-то крадёт деньги: это счастье, украденное у революции...

Долго говорили: вот будет коммунизм – отдохнём. Одни говорили – после 15, 30, 150 лет... Вот и отдыхаем до сих пор. Берёзкин у меня говорит: «Вот я хожу и отдыхаю». Пьеса шла во многих театрах, и ни один артист не смог правильно произнести эту фразу... (Речь идёт о «бывшем военном», полковнике Берёзкине, герое пьесы Леонова «Золотая карета», которому сказали: «Ты своё отвоевал, теперь иди отдыхай, Берёзкин». Вот он «ходит и отдыхает». – И.Р.)

Сложное время. Такие сумерки глядят в окно. Выпьем, бедная старушка... И вот – старушка с Россией выпивает... «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя...» Вот действительность. Но этим ли объясняются странные запои?.. Увы, ты сам этого хотел, Жорж Данден (эту фразу Леонид Максимович произносит по-французски. – И.Р.).

Судить надо от истоков. Интеллигенция уничтожалась исключительно умно, по гениальному плану... Жизнеопасно, даже страшно делается.

Однажды в Театре Пушкина шла «Метель», которая была запрещена с формулировкой Совета народных комиссаров как злобно-клеветническая, контрреволюционная пьеса. Мы две недели с женой не спали, ожидая стука в дверь. Вдруг звонят из театра и говорят: сейчас приедет Фурцева, хотели бы показать пьесу в присутствии автора. Я поехал. Во втором антракте встретились в дирекции с Фурцевой, с приближённой свитою. Она ко мне обращается как к автору: «Очень интересно, очень интересно, теперь бы написали нам что-то современное...»

...Я много читаю писателей, которые даровиты, но они спущены в большую реку жизни, и неизвестно, кто опередит, а кто погибнет в водовороте. Оценки идут не по тем качествам, которые требуются от литературы. Много скандальных взглядов, дестабилизирующих обстановку, и мало суждений по существу дела. Суждений, в которых так сложно струится мысль, что возникает ощущение, не нарочно ли это делается. Не поймёшь – автор за или против; как вар – надевают на голову кулёк и дышат – наркотическое средство...

– Жизнь, заражённая словами? Слово-наркотик?

– Да, потом остаётся впечатление грязного, туманного...

– Как вы относитесь к Набокову?

– Он очень умный, интересный писатель. Но мы с ним разных школ, «Лолиту» я не понимаю.

– Кто-то сказал: «Историк – это пророк, предсказывающий прошлое». Не так ли и писатель?

– Нет, это парадоксальная формула. Это не так. Писатель предсказывает будущее.

– Вы считаете, ваши прогнозы подтвердились?

– Да, многие подтвердились. «Барсуки» написаны 63 года назад, «Халифат», «Вор»...

Некоторые утверждают, что книги должны создаваться в один присест. А некоторые – всю жизнь. А поскольку эпоха заняла пространство больше, чем жизнь героя, это позволяет уже во второй редакции изменить взгляд на него. Превращение Векшина в исправленного лесоруба – это не что иное, чем хеппи-энд. Это форменная цензурная прикрышка...

– Самая ваша любимая книга – «Вор»?

– Любимое – не родившееся. Оно требует ума, ласки, внимания. А это уже взрослое. В эпилоге об этом у меня сказано.

– А какую бы вам хотелось написать книгу?

–Ту, что последняя.

– Как называется ваш новый роман?

– Не скажу. Есть два названия.

Сегодня эта формула найдена – «Пирамида». Роман с таким названием выходит в приложениях к журналу «Наш современник».

Инна Ростовцева, «ЛГ», 1994, № 22


Тэги: Архив
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Отвалите камень!»

    19.01.2025
  • Литературное Приморье

    05.12.2024
  • Сигнальный экземпляр

    21.11.2024
  • «Нам вольность первый прорицал...»

    08.09.2024
  • Век Анатолия Алексина

    07.08.2024
  • Здесь плясала смерть

    26 голосов
  • Сотворение мира

    18 голосов
  • Обнаружена неопубликованная рукопись Шаламова

    13 голосов
  • Начнут с «12 стульев»

    1 голосов
  • «Снизить концентрацию трагического»

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS