В рамках ярмарки non/fictioNвесна прошла организованная «ЛГ» дискуссия «Герои современной литературы: кто они?» В обсуждении приняли участие 10 известных писателей и критиков из разных городов: Владислав Отрошенко, Валерий Попов, Дмитрий Воденников, Евгений Попов, Юрий Козлов, Борис Евсеев, Юрий Нечипоренко, Женя Декина, Ася Петрова и Елена Сафронова. Вели дискуссию главный редактор «ЛГ» Максим Замшев и его заместитель Анастасия Ермакова.
Владислав Отрошенко открыл обсуждение мини-лекцией: будучи членом жюри премии «Ясная Поляна», он кратко описал ключевые типажи главных героев известных современных прозаиков, чьи произведения в разные годы получали престижную награду. В числе прочего Отрошенко выделил две тенденции: создание героев, связанных с внутренним миром писателя, не укладывающихся во временные рамки и универсальных (А. Николаенко, Н. Абгарян, А. Григоренко) и поиск социально активного героя, «обострённую необходимость вычленить нового человека» (Р. Сенчин, С. Шаргунов).
Юрий Козлов продолжил тему поиска и подчеркнул: литературный герой рождается из понимания автором добра и зла и его отношения к окружающей действительности. Нового героя принесут писатели новых поколений. Нынешняя же литература «живёт бэкграундом минувшего тридцатилетия», в котором понятия о добре и зле перевернулись с ног на голову. «Из этой среды писатели брали героев и ситуации, но в последние годы в стране происходят изменения в первую очередь в духовной сфере». Нарождающаяся сегодня литература проявит себя позже и – кто знает! – может быть, явит нам нового человека.
Согласилась с Юрием Козловым Елена Сафронова: «Говоря о герое в прекрасном смысле, мы вспоминаем князя Мышкина. Таких героев давно нет. Сегодня в книгах встречаются маленькие люди, жертвы обстоятельств или люди несимпатичные, но представляющие собой типизации людей из новой реальности. Положительно прекрасные герои появятся, когда общество определится с тем, что такое добро, что такое зло».
Женя Декина, говоря в первую очередь о нынешних молодых авторах, подчеркнула, что пока создать деятельного «героического героя, который показал бы путь» у них действительно не получается. Как член экспертного совета «Большой книги» Декина отметила «вал книг-автобиографий, в которых примерно одного возраста молодые люди вспоминают своё детство и романтизируют 90-е». Одновременно продолжаются «попытки написать условного современного офисного клерка», и образ этот выходит усреднённым и довольно неудачным, поскольку в нём нет философского обобщения.
Валерий Попов – писатель, на которого молодым людям, увлечённым автофикшеном, стоило бы равняться. Герой его нового романа – «Выдумщик» – как раз-таки человек деятельный, и образ этот вырос не только из биографии автора, но и из его жизненной философии. «Кто такой главный герой? Тот, кто создаёт эпоху, поднимает её. Тот, кто в любую эпоху живёт достойно, старается что-то делать – на своей улице, в своём доме. Это самое трудное. Сверхусилие и есть героизм наших дней. Всю свою жизнь надо стремиться сделать драгоценной, дорогой, любимой, зависящей от тебя», – отметил Попов и добавил, что создать совершенно нового героя – задача, стоящая перед современными авторами.
Борис Евсеев согласился с тем, что всё в руках писателей, но подчеркнул, что первичен не сам образ героя, а язык. И ещё – способность автора к перевоплощению. Ведь зачастую образ берётся не из головы, а из жизни, и умение примерить на себя судьбу, взгляды другого человека определяет его достоверность. Чтобы проиллюстрировать свою мысль, он рассказал о работе над рассказом «Сухой брод».
Поддержал коллег и Евгений Попов. По его словам, мы живём в уникальную для писателей эпоху, когда у автора существует множество выходов к читателю, а значит – гораздо больше свободы. Так что всё в руках самого автора, и его первейшая задача – писать качественно. С идеей же, что существует некий «герой времени», Попов не согласился: «По художественной литературе невозможно изучать жизнь, потому что все писатели до одного лжецы. Они описывают не окружающий мир, а свои представления о нём».
Дмитрий Воденников поделился размышлениями о современном лирическом герое: «Мне кажется, что в наше очень сложное, сильное и пограничное время наш герой – словно воин, вернувшийся с войны с пустым рукавом», словно герой сказки Андерсена «Дикие лебеди», оставшийся с крылом вместо руки, «человек, который состоит из небесной сущности и человеческой». По словам Воденникова, поэзия пытается примирить эти противоречия, но у неё это пока не получается.
А о героях детской и подростковой литературы рассказали Ася Петрова и Юрий Нечипоренко.
«Если спросить подростков о том, каких героев они хотели бы видеть в книгах, они скажут: активных, которые ведут за собой большую команду людей. А на деле оказывается, что им нужны герои, которые похожи на них: зажатые, немного скованные, рефлексирующие, герои, которые ищут себя», – сказала Ася Петрова. Именно поэтому популярнее всего у подростков истории о том, как условный сирота-очкарик превращается в успешного сильного взрослого.
О важности героев, которые стали бы для детей и подростков ролевыми моделями, говорил и Юрий Нечипоренко. «Когда я писал книги про Ломоносова и Даля, я с удивлением обнаружил, что оба провели значительное время в заключении. Для подростков важно понять, что, даже оступившись, совершив неправильный поступок, ты всё ещё можешь подняться на вершину». Впрочем, по мнению Нечипоренко, не помешает ролевая модель и взрослым: так, он отметил отсутствие в современной литературе героев-учёных, тех, для кого наука – служение. И призвал коллег обратить внимание на этот пробел и восполнить его.
Как отметил Максим Замшев, подводя итоги дискуссии, обсуждение получилось таким эмоциональным и острым потому, что тема современного героя давно назрела и требовала вдумчивого разговора.
София Шпитонкова