Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 июля 2014 г.
  4. № 26 (6469) (02.07.2014)
Политика

Неистребимые «фикции»

02 июля 2014

Статья В. Иноземцева о несовместимости ценностей и законодательных норм вызывает целый ряд возражений.

О сравнении ценностей, выработанных народами, с воровскими понятиями вообще говорить не пристало. Отнесём это на запальчивую небрежность автора.

Но и более корректное по форме утверждение о неопределённости понятия «ценность», мягко говоря, удивляет. В философии не только дано его определение, но и с середины XIX века существует раздел «аксиология». Он рассматривает структуру и историчность ценностей, их иерархию, законы формирования. Ценности остаются в общественном сознании даже тогда, когда власть и действующие в обществе отношения в полной мере не способствуют их соблюдению.

Автор убеждает, что в Европе, где властвует право, а не ценности, всё замечательно. Но можно ли действительно утверждать, что там культура на подъёме, отсутствуют коррупция, преступность, самоубийства? Кстати, в многолетней лаборатории капитализма Швеции нет презумпции невиновности, во всех законах масса исключений, затрудняющих следование им. Нормой является разрешение на обыск без ордера, реальна тюрьма без суда, полиция без объяснений может любого посадить в камеру вытрезвителя на восемь часов, отсутствуют суды присяжных...

Утверждая, что «ценности – не более чем фикция», автор тут же сравнивает мусульманские и христианские ценности, и сравнение это отнюдь не в пользу последних. Значит, они всё-таки есть, и достаточно сильно объединяют мусульман. Какая же тут фикция!

Ценности и нормы – разные средства упорядочивания общественной жизни. Нормы, особенно правовые, однозначны и охватывают далеко не все моменты социальных состояний, особенно если вести речь о тонких и деликатных моментах в жизни человека. Сведение всех процессов в обществе к государственно-юридически оформленной системе не способно отразить всё богатство жизни.

Да и формирование норм базируется на преобладающей в обществе системе ценностей. Без учёта мировоззрения, без опоры на ценностную основу духовной жизни народа нормы будут противоречить характеру его жизни, не будут им приниматься и не будут выполняться.

Если правящий слой утверждает лишь те правовые, нравственные, религиозные нормы, которые обеспечивают незыблемость его прав и не отражают озабоченность нуждами народа, с чего народу их выполнять?

В России исстари богатство не вызывало пиетета, душевного трепета и поклонения. Жизнь направлялась установкой: «Трудом праведным не построишь палат каменных». А раз существует ценностная установка, презирающая богатство, нечестно нажитое, то и его обладатели не в чести, и нормы, их защищающие, не будут вызывать почтения и не станут выполняться. Двойные, тройные стандарты жизни властвующих структур (одно – пиарят, другим – руководствуются, третье – закрепляют в законах) достаточно чутко улавливаются народом и оцениваются на основе собственной иерархии ценностей.

Не надо абсолютизировать роль норм и законов, видеть в них панацею от всех бед и проблем. Ценности, выработанные народом, и нормы, не поступаясь своей спецификой, должны развиваться в единстве.

Приоритет в западном сознании норм отражает не всеобщую закономерность, а специфику именно этой цивилизации. Например, протестантизм долгое время внедрял в западное сознание богоугодность обогащения. Скаредность, скопидомство возводились в ранг национальных достоинств. А соответствующая нормативная база закрепляла эти ценностные постулаты, например, всячески поощряя стремление быть богаче за счёт других – соседей, коллег, колоний и т.д.

Ценности и нормы историчны, они изменяются соответственно культурным и цивилизационным преобразованиям. Поэтому их распространение на иные народы выглядит зачастую насилием и не даёт ожидаемых результатов. И это нельзя объяснять лишь низким уровнем развития одариваемых благами цивилизации. Тут сталкиваются мировоззрения, ценности, за которыми опыт поколений. Порой трагически сталкиваются.

Противостояние и противопоставление ценностей и норм пагубны для общества. Они призваны выступать в единстве, гармонично регулируя различные грани жизни социума. Жизнь слишком сложна и разнообразна, чтобы укладываться в какие-либо рамки.

Е. УСТИМЕНКО, ХАРЬКОВ

Тэги: Резонанс Ценности Характер народа
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Упала шляпа… не надо плакать

    04.05.2022
  • Индульгенция на убийство?

    01.07.2020
  • Разруха уйдёт

    13.11.2019
  • Вернуться живым

    09.10.2019
  • Хоть шерсти клок

    10.04.2019
  • Я втайне побывал на Украине

    42 голосов
  • Профессионалы поражений

    41 голосов
  • Упала шляпа… не надо плакать

    35 голосов
  • Между гламуром и криминалом

    32 голосов
  • Так кто кого «кошмарит»?

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS