
Алексей Олейников. Русское военное искусство Первой мировой.
– М.: Яуза, 2019. – 448 с. – 800 экз.
Впервые в отечественной историографии предпринята попытка рассмотреть военное искусство на Русском фронте Первой мировой войны комплексно.
Книга состоит из пяти глав. Первые три исследуют тактику, стратегию, оперативное искусство. Рассмотрены стратегия русской армии в кампаниях 1914–1917 гг., оперативное искусство применительно к боевым операциям, общая тактика, виды тактики и тактика родов войск.
Две последующие главы рассматривают специфику маневренного и позиционного периодов боевых действий. Работа изобилует интересными фактами, содержательными выводами автора.
Структура книги позволяет проследить эволюцию от высших к более низким элементам военного искусства (от стратегии к оперативному искусству и тактике) и увидеть, как военное искусство русской армии воплощалось в жизнь. Оно не уступало, а по многим параметрам и превосходило военное искусство как противника, так и союзников. Ранее существовал стереотип о тактической, оперативной и стратегической отсталости русской армии этого периода – стараниями автора он успешно преодолён.
В годы Первой мировой войны изменения претерпели все элементы военного искусства – от оперативно-тактических взглядов командного состава до совершенствования способов боевого применения родов войск. Опыт Первой мировой войны на Русском фронте оказал решающее влияние на характер ведения Второй мировой войны. Красной армии в новых условиях пришлось вспоминать боевой опыт Первой мировой – от организации штурмовых частей до формирования позиционной обороны. И во многом боевой опыт русской армии, купленный столь дорогой ценой, явился важнейшей предпосылкой победного исхода Великой Отечественной войны.
Сергей Кострыкин