МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в коем случае не угрожает.
М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Но иногда всё-таки так бывает – кирпич падает. И падает внезапно. Сегодняшним печально известным потомком нехорошей квартиры по улице Садовой стал дом 71/80, строение 3 по Садовнической улице. В результате незаконного подкопа и углубления подвала на шесть метров 17 июня дом рухнул, погребя под своими обломками людей, доказав тем самым, что люди иногда внезапно смертны. То, что произошло, было неожиданно, но вполне закономерно – здание было аварийным, старым, нежилым, а тут ещё и незаконный подкоп. От руководства Москвы требовались экстренные меры по разрешению аварийной ситуации, которые и были незамедлительно приняты. Но если одну опасность предотвратить всё же не удалось, то власти постарались минимизировать хотя бы возможные риски в дальнейшем.
Именно поэтому было принято срочное решение о ликвидации соседнего дома 80/2 по Садовнической же улице, имеющего с ним общую стену и также находящегося в плачевном состоянии. Этот дом 1904 года постройки был признан аварийным ещё в 2003 году и расселён, но с тех пор для него не нашлось ответственного собственника, потому он пустовал. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин дал подробные комментарии и разъяснил позицию города в связи с данным инцидентом.
Во-первых, ответственность за случившееся целиком и полностью лежит на собственнике дома (фирма «Ильинские ворота») – проводимые работы осуществлялись без каких бы то ни было санкций префектуры, ОАТИ, БТИ. За свою собственность должны отвечать сами владельцы, тем более в такой экстренной ситуации. Здания в квартале не являлись памятниками, эти дома хотя и были образцами архитектуры конца XIX – начала XX века, но некоторые из них были надстроены уже после революции. В царское время они выполняли функцию общежитий для рабочего класса и доходных домов. До обрушения Комиссия по вопросам сохранения зданий под руководством первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина приняла решение о сохранении домов и проведении соответствующих работ для поддержания их в более приемлемом состоянии. Но случившееся заставило руководство города пересмотреть решение и снести здания.
Александр Кузьмин назвал решение о сносе «несколько эмоциональным», но оттого не менее обоснованным. Ведь эмоции исходили в основном от людей, жителей близлежащих домов, и были они сплошь негативные. Дело в том, что снесённые дома давно уже в народе носили название домов-призраков и пользовались дурной репутацией. В них обитали бомжи, нелегалы, а последствия этого пребывания – мусор, частые пожары и постоянная опасность новых – не могут оставить людей равнодушными. Жители боялись за своих детей, которые могли запросто забраться в здания. Именно эти эмоции легли в основу решения о сносе домов. При этом Кузьмин подчеркнул, что просили ликвидировать подозрительные и внушающие серьёзные опасения дома именно жители Центрального округа.
А что же дальше? Одним из самых тревожных стал вопрос об этажности и назначении новых зданий – главный архитектор заверил, что ни офисы, ни увеличение этажности не грозят жителям соседних домов. На месте снесённых будут построены жилые дома. Площадь нового строительства составит около 10 тыс. кв. м. Это будут только квартиры для жителей Центрального округа, он испытывает большой дефицит в свободных площадях под новое строительство, а ведь решение проблемы расселения очередников власти города с себя не снимали, как и добровольное обязательство предоставлять новое жильё в том же округе.
Для тех, кому будут предоставлены квартиры в новых домах (проект начали разрабатывать уже после того, как обрушился нехороший дом), это станет решением жилищного вопроса. С восстановлением облика всё не так просто – внешне построенные дома будут напоминать старые, но не копировать их. В данном случае, так как здания не являлись бесценными архитектурными объектами, речь не идёт о необходимости точного соблюдения особенностей формы, но условия соответствия новых домов окружающей среде и идентичности прежним будут, безусловно, соблюдены. Проект также включает в себя формирование зелёной зоны во внутреннем дворе, детский сад и подземные гаражи. При этом если внешний вид будет напоминать о старых домах, то это будет единственное напоминание – новые дома будут соответствовать критериям современного комфортного жилья, и старые страхи за безопасность построек быстро забудутся.
Комплексность строительства, применяемая во всех реконструируемых московских кварталах, и здесь осталась неизменной. Для жителей важно не только чтобы было где жить, но и чтобы было понятно, в какой детский сад отвести ребёнка и где будет «ночевать» твоя машина. В деле планирования территории, тем более в центре Москвы, не может быть полумер: если уж строить дома, то обеспеченные всем необходимым для жизни. К тому же снести один аварийный дом и оставить соседний (такой же аварийный и угрожающий жизням людей) – это вовсе нелогично. Потому правительством города принято решение о воссоздании квартала полностью.
По данным Москомархитектуры и Комиссии по вопросам сохранения зданий, в центре – ещё около 70 заброшенных домов, чья судьба уже определена. 32 из них будут сохранены, остальные – разобраны. Чтобы кирпич не упал ни на чьи головы, списки зданий будут ещё раз тщательно пересмотрены и проанализированы возможности и целесообразность сохранения оставшихся домов. Обязательным условием рассмотрения и определения судьбы памятника является вопрос о собственнике. Владимир Ресин категорически заявил, что у каждого памятника должен быть собственник, отвечающий за его состояние.
Для собственников же квартир до конца года появится полезная информация о планах по ремонту или сносу их домов в рамках целевой программы сноса некомфортного жилья. Инвентаризация
30 млн. кв. м уже проведена, но ещё остался немалый объём работы, по итогам которой москвичи будут решать, стоит им проводить ремонт, можно ли подождать или уже надо собирать вещи для переселения в новое жильё.