Динамика событий на Украине набрала новые обороты. Звучат различные версии их развития, подчас фантастические. А ясности нет. Непонятно и то, как дальше будут жить люди в народных республиках, когда обретут уверенность в завтрашнем дне. Что думают специалисты?
Родион Мирошник, дипломатический советник главы ЛНР:
– Подписанная «формула Штайнмайера» содержит обязательства со стороны Украины, никаких обязательств народных республик не предусмотрено. При этом на Украине появились свои трактовки «формулы», в том числе президентом Зеленским, которые не согласуются ни с ней, ни с Минскими соглашениями.
Обходится стороной, что в соответствии с документами наши войска, а это народная милиция, в которой состоят граждане республик, никуда не уходят, как никто, прежде всего воины ВСУ, к нам не приходят. В документах нет речи, что кто-то у нас будет нас контролировать и что-то нам навязывать. Решения должны приниматься только по согласованию сторон.
Кость Бондаренко, политолог (Киев):
– Впереди долгий переговорный процесс. Ведь есть, помимо всего прочего, масса жизненных проблем – деблокада Донбасса, транспортное сообщение, экономические отношения – как, на какой основе и на каких принципах их строить? Допустим, украинский инвестор хочет прийти в Донбасс – как это делать?..
Выражаю осторожный оптимизм, поскольку сложилась благоприятная международная обстановка, явно изменилась позиция Германии и Франции – грубо говоря, понятно, что на бардаке надо ставить точку. И это даёт новые возможности Зеленскому.
Владимир Олейник, украинский политик:
– «Формула» – скорее протокол о намерениях, который надо ещё имплементировать. Когда я узнал, что украинский представитель подписал документы, то подумал, а почему не говорят, что подписал «с большим отвращением»? И даже на отдельном листе, как бы показывая, что кто-то ему не ровня.
Если Путин или Меркель отчётливо понимают суть соглашений, то Зеленский этого ещё не осознал, если судить по тому, как он их трактует. Без решения политических вопросов никаких сдвигов в экономических отношениях и во многом другом не будет. Уверен также, что пока на Украине не появится президент, готовый приехать в Донбасс и напрямую говорить с ним, ждать позитива не следует.
Александр Семченко, политолог (Киев):
– Да, вопросов полно, я далёк от оптимизма. Зеленский говорит о мире и тут же требует: сначала нам границу с Россией под контроль, а потом выборы. У него были возможности многое сделать, но он ими не воспользовался. Главная проблема не в том, чтобы договориться (это, конечно, важно), а в том, чтобы договорённости выполнять. Пока не вижу стремления властей Украины к этому.
Олег Царёв, депутат Верховной рады Украины 4–7-го созывов:
– Я давно говорил: Минские соглашения будут выполнены. Так думаю и сейчас. Украине нужны инвестиции, а без выполнения ею своих обязательств они не придут. Так настроены Европа, Россия, даже США. Ясно и то, что выборы в Донбассе возможны только на основе законов, одобренных ДНР и ЛНР. Предрекают новый Майдан на Украине. Не думаю, что он станет успешным. Лёгкого и быстрого пути к миру нет. Задумывался над этим, перечитывая недавно книгу Бабеля «Конармия».
Денис Денисов, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
– Хочу обратить внимание на то, что своё письмо в поддержку «формулы Штайнмайера» посланцы ДНР и ЛНР подписали как «представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Это о многом говорит. В любом случае пока рано говорить о некой безоговорочной победе добра. Можем впасть в заблуждение.
ОТ РЕДАКЦИИ. Главное, конечно, добиться прекращения военных действий и помнить о чаяниях дончан, которые, несмотря на все выпавшие испытания, не готовы принять тот «украинский порядок», который им пытаются навязать.