Владислав Бахревский. Непобеждённые. Герои Людиновского подполья в годы Великой Отечественной войны. – Издательство Московской патриархии, 2012. – 464 с. – (Серия: Номинанты Патриаршей литературной премии). – 3000 экз.
Книга В.А. Бахревского «Непобеждённые» посвящена героям Людиновского подполья, действовавшего в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на Калужской земле. О пережитой трагедии и о великой Победе написано множество художественных произведений, ставших классикой русской советской и мировой литературы, но эта тема неисчерпаема, и свидетельством тому новая книга известного русского писателя Владислава Бахревского, посвятившего своё творчество не только историческому прошлому (романы о русской Смуте XVII века), но и актуальным проблемам сегодняшнего дня (повести о детях, повесть о любви «Кипрей-полыхань», повесть-сказка «Златоборье» и др.).
История Людиновского подполья воссоздана в «Непобеждённых» почти с хроникально-документальной достоверностью и представлена читателю в форме динамичного повествования о судьбах его главных героев – протоиерея отца Викторина Зарецкого и комсомольца Алексея Шумавцова.
О подвиге героев-комсомольцев из группы А. Шумавцова стало известно почти сразу после завершения войны, а вот деятельность отца Викторина и его дочери Нины долгое время оставалась закрытой по причине атеистической идеологии советских времён. И лишь в 2007 году отец Викторин Зарецкий был посмертно награждён медалью «За отвагу». Этот факт исторической справедливости писатель сообщает читателю в одной из последних глав книги под названием «О тех, кто выжил».
Мастерски сочетая исторический, документальный материал с художественными описаниями повседневной жизни людиновцев, оказавшихся в оккупации, писатель создаёт целостную картину быта – и в большей степени бытия русского человека, оставшегося непобеждённым, боровшимся с врагом за свою землю, веру и Отечество. Читателя, конечно, поразят и великое самообладание, и высочайшая вера отца Викторина, и порой наивно-детское, ребячливое поведение подпольщиков, безусых мальчиков тринадцати-шестнадцати лет, и внутреннее презрение к врагу, и одновременно достойная сдержанность русских женщин Марии Михайловны Саутиной, Клавдии Антоновны Азаровой, Олимпиады Александровны, сестры отца Викторина.
Начиная своё произведение с лирических описаний предвоенной жизни в Людинове отца Викторина Зарецкого, его «вхождения» в мир людиновцев, В. Бахревский воссоздаёт не только картины жизни рядовых граждан СССР, но и те непростые условия, в которых оказалась Русская православная церковь в 30-е годы ХХ века, а также и то, как каждый искал и находил своё место в общем строю.
Интересным и весьма значимым событием для молодёжи Людинова была битва (как её называет писатель) на футбольном поле команд Алексея Шумавцова и Митьки Иванова. Интересно это сражение и как сюжетообразующий элемент повествования: противостояние команд в мирное время обернулось долгосрочной битвой защитников Родины во главе с А. Шумавцовым с её предателями под предводительством М. Иванова во время оккупации, закончившейся, увы, разгромом подполья.
И если начало этого произведения лирично, а сюжет развивается неспешно, то с момента описания начала войны лирическое начало сменяется на остро драматическое, а чаще и трагическое. В стремлении точно, правдиво отразить события народной борьбы с врагом В. Бахревский часто переходит от повествовательной манеры письма к остро-публицистической, фраза приобретает лаконичную, чёткую форму почти информационного характера, становится подобной сводкам Информбюро. И лаконизм, и публицистическая страстность, и точность в передаче фактов и событий военного времени оправданы и уместны – в суровые и трагические времена не до лирики.
В. Бахревский использует в произведении и богословские тексты, но не только когда повествует о подготовке отца Викторина к проповеди. Впервые слово Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия прозвучало из уст священника в самом начале его подпольной деятельности. «Не красотами стиля, но глубокими помыслами блистало слово митрополита. Были в этом послании вера в Бога и вера в народ» – эти слова писателя верны не только по отношению к слову митрополита Сергия, но в равной мере – и к самому произведению.
Многие главы второй части книги не только публицистичны – они документальны, они передают точную информацию о событиях тех лет, обнажают глубоко патриотичную и гражданскую позицию автора. К примеру, в главе «Война и вера» сконцентрированы сведения о положении на фронтах после битвы под Москвой, названы точные цифры потерь личного состава целых армий и жертв среди мирного населения. Но при этом именно в этой главе ощущает читатель большой оптимизм и веру в победу не только из-за процитированного вступления митрополита Сергия к книге «Правда о религии в России», но и благодаря авторской убеждённой, проверенной историей и временем уверенности в необоримых силах русского народа: «А Русская земля и впрямь превратилась в землю мучеников. Конца этой муке и мученичеству не было. Сначала Германская война 1914 года. Ужас революции. Смерть и голод Гражданской войны. Разор, смерть, голод коллективизации. 1937 год. Казни комиссаров, надругавшихся над русским народом, над Церковью при Ленине, при коллективизации, и заодно выкашивание всего умного, самостоятельного, что успело воспрять на Русской земле к 1937 году. Без передыху – финская позорная война. И вот война с Гитлером – на уничтожение. Какую необоримую силу таила в себе наша земля, наш народ! Господь с Россией… Россия победит».
Читатель, конечно, обратит внимание и на то, как последовательно и страстно писатель взывает к его сердцу и душе, как напоминает о святом – о светлой памяти об отдавших свои жизни во имя свободы и счастливого будущего: «Две девочки рискнули жизнью – и тысячи не искалеченных судеб. И звенит вопрос в безупречной синеве зенита: были ли люди, которые хотя бы раз помянули в молитвах Антонину и Александру – своих избавительниц от ужаса оккупации? Не ведают новые поколения, кто им дал жизнь, жертвуя своей. Память нынче – шоу. Не хочется русского слова осквернять».
А в завершающей произведение главе писатель обращается к читателям с напутствием, предостережением и призывом любить Россию, творить добро и справедливость, быть верными сынами своего Отечества: «Да не оскудеет в нас вера. Не оставим Господа, и Господь не оставит нас. Не обмельчаем в любви к России, любовь-то и возродит нас для великих трудов, Родины ради. Всё Воинство Небесное с нами. И среди этого воинства – юноши и девушки Людинова, верящие в нас, потому что за нас отдали жизни, и с ними отец Викторин, пастырь. Глаза предков – зрячие. Нельзя нам быть слепыми. Сие – непозволительно для русского человека».
И какое же русское сердце не откликнется на такой призыв?!
А.В. НАУМЕНКО-ПОРОХИНА