Книги писателя и кинодраматурга Владимира ЖЕЛЕЗНИКОВА стали классикой отечественной детской литературы, они входят в школьную программу, переведены на многие языки мира. Первая его книга – «Разноцветные истории» – вышла в 1960 году. Как кинодраматург Владимир Карпович дебютировал в 1964 году, написав сценарий фильма «Путешественник с багажом». С 1988 года В. Железников – художественный руководитель киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей и взрослых.
– Владимир Карпович, расскажите немного о себе, о ваших родителях. Каким образом вы решили стать писателем?
– Мой отец был военным, царским офицером, окончил Алексеевскую школу прапорщиков в 1913 году. Когда произошла революция, полк расформировали, а во время Гражданской войны отца мобилизовали в Красную Армию, где он и прослужил всю жизнь, причём достаточно успешно. Моя мать была учительницей, преподавала русский язык и литературу. Перед самой войной мы жили в Литве, в 20 километрах от границы с Восточной Пруссией. Я прекрасно помню 22 июня. В тот день у меня был выпускной вечер в школе, и вдруг под утро стали бомбить немецкие самолёты!.. Корпус, которым командовал отец, продержался на границе 75 часов. А мы смогли выехать и спастись…
Я рано стал пробовать писать. Но учиться пошёл в юридический институт. Так случилось, что в это же время я попал в журнал «Мурзилка». Меня пригласили на работу, но ставки поначалу у них не было, и первый год я работал бесплатно. Но мне так нравилось, что я приходил каждый день и работал до вечера. Вообще, это было уникальное место, там собирались лучшие писатели и художники страны. Эта атмосфера меня воспитывала. Я начал больше писать и стал детским писателем.
– Какие образы нужны сегодняшним детям для подражания? Какими качествами должны обладать новые герои?
– Вероятно, герои должны быть те же, что и раньше. Характер ведь у Героя не изменился. Подлинный герой не может быть отрицательным. Мне кажется, что у каждого ребёнка и взрослого есть тяга к идеальному. Поэтому мы и хотим, чтобы он был справедливым, храбрым, добрым. Так всегда было в литературе.
– Почему вы выбрали подростковую тему для своего творчества?
– Знаете, что бы я ни начинал писать, я всё время обращался к проблеме подростка или ребёнка. Первое время я пытался защитить детей – мне казалось, взрослые их постоянно обижают. В моих повестях и рассказах дети всегда хорошие, а взрослые плохие. А потом я понял, что и дети бывают очень плохими, и в них есть много эгоизма, жестокости, и тогда я начал писать нечто другое.
– Как вы относитесь к влиянию западной культуры на наших детей?
– Мир так разнообразен, и вопрос выбора пути – серьёзный вопрос. Я в своё время несколько месяцев жил во Франции, в семье у знакомых, и видел, как растут их дети, очень хорошие дети. Брат и сестра ходят в школу, и у них никогда не возникает потребность посмотреть фильм, который детям смотреть не нужно, – они даже не хотят на него идти. Везде лежат журналы разнообразного характера, в том числе и не детского, а они их в руки не берут! Потому что человек воспитывается таким образом, что делать что-то, выходящее за рамки его воспитания, – не уважать себя. Нельзя жить во вседозволенности: мол, а почему я не могу этого сделать, если об этом никто не узнает? Нужно с детства придерживаться принципа: Я САМ СЕБЕ ЭТОГО НЕ ПОЗВОЛЮ. Панорама жизни гигантская, а каждый должен выбрать свою узенькую дорожку. Очень важно достойно относиться к себе. В моей книге «Чучело-2, или Игра мотыльков» подростки не отвечают за собственную судьбу. А ведь каждый человек (так, во всяком случае, надо воспитывать детей) должен нести ответственность за свою судьбу! А западная культура очень поучительная, имеет колоссальную историю, но мы часто берём из неё плохое. Нам привозят из-за рубежа не самое лучшее, а самое дешёвое, на чём можно больше заработать. Но если мы понимаем, как правильно воспитывать детей, тогда не страшна нам ни «западная культура», ни любая другая.
– Что вы думаете о современном кинематографе, в частности детском?
– Практически он перестал существовать. Единичные фильмы тонут в общем потоке. Хотя наше правительство говорит, что выделяет много средств на детское кино, но это неправда! Я прихожу в Министерство культуры, где распределяют федеральные деньги, а мне говорят: только с 2010 года. Но ведь до него ещё нужно дожить! Когда я организовывал свою студию «Глобус», то очень хотел делать детское кино. В самом начале мы сняли всего 5 фильмов, но, к сожалению, вынуждены были прекратить: на детское кино не давали денег и не пускали в прокат, потому что оно не делает сборов. Все мои идеи рассыпались, и мы стали снимать обыкновенные взрослые фильмы.
– Расскажите, пожалуйста, о последних работах киностудии.
– Мы закончили работу по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Очень серьёзный, хороший фильм с замечательными актёрами. Нормальное прокатное кино. Режиссёр фильма Сергей Снежкин, главные роли играют Светлана Крючкова и Алексей Петренко. Сейчас снимать кино – дорогое удовольствие. Фильм обошёлся приблизительно в 2 миллиона долларов. Сегодня в психике людей что-то изменилось. Если раньше смотрели кино, то не читали книгу, теперь наоборот: когда посмотрят кино, бегут за книгой, чтобы её прочесть. Если государство думает о проблеме чтения, значит, оно должно делать хорошее, качественное кино. За 19 лет существования киностудии мы сняли 40 фильмов: «Игры мотыльков», «Русский бунт» и др. Все наши фильмы, особенно детские, шли по телевидению много раз, некоторые из них были в прокате.
– Знаменитый фильм «Чучело» создан по вашей повести, а что за история с ним связана?
– Сначала я написал сценарий и в 1972 году принёс на киностудию им. Горького. Мне сказали: и не думай, и не мечтай, – тогда я стал писать повесть. Надо мной все смеялись: пишешь повесть, а кому она нужна? Я отнёс повесть в издательство «Детская литература». Через два года мне ответили: «Берём вашу повесть, потому что сейчас начинается школьная реформа». Потом был поход в Госкино – и снова отказ. Так прошло ещё несколько лет. А повесть становилась всё популярнее: она вышла тиражом 1 миллион экземпляров. Её перевели на разные языки, она вышла в Америке. Позднее я познакомился с Роланом Быковым. Ролан загорелся идеей снять кино, сказал, что сейчас самое время – на дворе стоял 1980 год.
– Что вы читали в детстве и что сейчас?
– Знаете, я в детстве прочитал безумное количество книг. Моя семья часто переезжала с места на место, мы жили в разных городах Белоруссии и Прибалтики. Я читал на уроках, дома, даже ночью. Мой папа командовал полком, и в этом полку была замечательная библиотека. Я не разбирал, детская литература или нет. Что мне давали, то и читал.
Теперь я часто слушаю аудиокниги, особенно люблю «Войну и мир». Гениальное произведение! Каждое слово для человека, занимающегося литературой, открывается по-новому. Каждый год читаю и перечитываю «Войну и мир», «Казаков», «Братьев Карамазовых» и «Бесов». А в этом году открыл для себя аудиокнигу «Евгений Онегин» в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Был потрясён!
– Что вы думаете о современной детской литературе?
– Таких книг, какие были раньше, устремлённых, блестящих, сейчас нет. Во всяком случае, мне они не попадались. Я знаю, что те авторы, которые сегодня пользуются успехом, пишут в основном какие-то приключения – довольно жалкие книги. Они совершенно мне не нравятся. Хорошие книги не пишутся на заказ.
– Многие серьёзные авторы являются ярыми противниками детективов и других «лёгких» жанров. А как вы к этому относитесь?
– Я отношусь к этому совершенно спокойно. Если детектив хороший, он не сможет нанести никакого вреда. У пишущих детективы, кстати, часто хороший поток сознания и умело построенный сюжет. Да и, в любом случае, право выбора остаётся за читателем. Не важно, в каком жанре написана книга. Хуже, если написана плохо…
– Что для вас является источником вдохновения?
– Только собственное состояние. Вначале я очень долго думаю о книге, которую пишу, потом наступает момент, когда весь мир как бы перестаёт существовать, а мои персонажи превращаются в живых людей. И тогда приходит вдохновение.
– А ваши герои выдуманные или вы с кого-то их списываете?
– Только с себя. Я словно расслаиваюсь на много-много частей. Для меня может быть посылом какой-то человек, его поступок. Потом этот персонаж постепенно обрастает всем, что живёт во мне.
– Над чем вы сейчас работаете?
– В своё время я хотел писать мемуары, но мне стало скучно. Сейчас я пишу большую и, вероятно, последнюю повесть. Это повесть о жизни мальчика и его семьи, то есть про меня самого.
Беседу вела