Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Немецкие волны

01 января 2007

ZabugorTV

1. ZDF, второй государственный телеканал Германии, кажется весьма консервативным, во всяком случае, в сравнении с российскими каналами. Здесь показывают телефильмы без кровавого месива и разнузданного террора… Однако так же, как и на российских каналах, много документальных фильмов о войне, в которых авторы отражают свой весьма заинтересованный взгляд на историю.

Года три назад в Германии на экраны кинотеатров вышел фильм «Безымянная женщина в Берлине» (Eine Frau in Berlin – Anonyma), где, кстати, снимались и русские актёры, в частности, в одной из главных ролей – Евгений Сидихин. В фильме на основе дневника некой анонимной берлинки рассказывалось, как в 1945 году происходило массовое изнасилование немецких женщин советскими солдатами. В мае этого года на ZDF прошёл и документальный фильм, развивающий ту же самую тему и использующий кадры вышеназванного фильма, со схожим названием – Anonyma – eine Frau von Berlin. Кадры лежащего в руинах Берлина, стены уцелевших домов, украшенные портретами Сталина и советских военачальников, перемежались рассказами живых свидетелей событий, которым в 1945 году было по шесть–восемь лет. Они вспоминали, как в их дома ломились русские солдаты, крича: «Есть здесь фрау?» А когда не насиловали немецких фрау, то орали: «Водка, водка, водка!» «Они отлавливали нас, как кроликов», – вытирая слёзы, вспоминала одна из пострадавших. Вот такой образ русского солдата был преподан немецкими кинематографистами. Однако нужно напомнить, что, во-первых, все победившие армии, входящие в завоёванные города, ведут себя одинаково, во-вторых, ещё 12 апреля 1945 года, когда началась битва за Берлин, Сталин отдал приказ не трогать гражданское население, а что такое нарушать приказ главнокомандующего в военное время – объяснять нет необходимости. Сегодня миф о «русских волках» необходим прежде всего тем, кто начал борьбу за пересмотр истории Второй мировой войны и роли в ней Советского Союза. Конечно, война одинаково страшна для обеих воюющих сторон. Но когда немцы задают вопрос: почему русские солдаты проявляли к ним жестокость, я могу им ответить обстоятельно и доказательно. Но смогут ли они ответить мне: зачем немецкие солдаты напали на Россию, зачем убивали мирных граждан и насиловали русских, и не только русских, женщин, зачем по всей Европе выстроили концентрационные лагеря, в которых уничтожили миллионы людей множества национальностей? Думаю, на этот вопрос ответа у них нет и не будет никогда. Но очень жаль, что и в Германии, которая до сих пор в пересмотре итогов Великой войны замечена не была, явочным порядком навязываются «прибалтийско-ющенковские наработки».

2. Однако, как бы ни разъединяло нас прошлое, сегодня, к счастью, есть и взаимопонимание. Этому помогают совсем иные фильмы и пристрастия. С апреля по май ZDF показывал шестисерийный телефильм «Климатические изменения» (Klimawechsel), который называют здесь немецким ответом на американский сериал «Секс в большом городе». Но в отличие от американского сериала здесь на удивление остроумно затрагиваются любовные проблемы дам далеко забальзаковского возраста, и в этом смысле фильм ломает табу, ведь говорить в шутливом тоне о сексе на немецком ТВ ранее было недопустимо. Кстати, показ фильма совпал с приходом на ZDF в апреле этого года нового главного редактора – Питера Фрея.

Героини фильма – учительницы в возрасте от 44 до 55 лет, и каждая пытается преодолеть «климатические изменения» (в названии фильма заключён очевидный каламбур), которые сродни природным катаклизмам. Одна, не найдя поддержки у мужа, закручивает бешеный роман с тренером по гормональной йоге, другая безуспешно борется с лишним весом, а третья самозабвенно увлечена изобразительным искусством и посвящает этому всё свободное время. Ни муж, ни любимое дитя не могут заменить ей возможности самовыражения и создания прекрасных произведений искусства. И этот трогательный образ особенно симпатичен и дорог.

Картину переполняют юмор и секс, и всё это балансирует на грани дозволенного. Но не переходя эту грань. Некоторые сцены весьма откровенны и провокационны, но в них нет вульгарности – и даже если у экрана в это время оказались дети, они не увидят ничего запретного. И самое главное – картина актуальна. Как известно, в прошлом году канцлер Германии Ангела Меркель привела в действие закон об увеличении рабочего стажа, отодвинув пенсии на пять лет. Для женщин это теперь шестьдесят, и потому, чтобы не отстать от жизни, они просто вынуждены быть на высоте.

Фильм «уютный», обладающий прямо-таки терапевтическим действием, от него заряжаешься энергией. Жизнь без творчества и любви невозможна, невзирая на возраст, – таков главный девиз героинь фильма! В этом, безусловно, есть большой созидательный смысл, актуальный не только для Германии.

А если всерьёз о любви, то почему бы немцам не экранизировать известную в России историю любви русского офицера и немецкой девушки? Лиза Вальдхельм полюбила Ивана Бывших весной 45-го года, они хотели пожениться, но судьба противилась их счастью. Они вынуждены были расстаться, потом много лет искали друг друга и встретились только в 2007 году. Лиза приехала к Ивану в Красноярск, и они наконец поженились. История не выдуманная и не анонимная. Она бы украсила «немецкую волну» истинными, не подвластными ни времени, ни политической конъюнктуре чувствами.

Ирина САДОВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Ирина Садовская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS