Россия – Германия. Воспоминания о будущем. – М., 2008. – 192 с.
«История – сложная штука... Развивай пока с ними дружбу и сотрудничество – чем больше, тем лучше. Когда у нас с ними было хорошо, было хорошо во всей Европе. Но ещё раз говорю: не забывай, с кем имеешь дело!»
Наверняка недаром вынес эти слова на обложку своей книги известный российский дипломат, германист Юлий Квицинский. Германским делам он посвятил многие годы своей жизни и хорошо знает, о чём пишет. Приведённые выше слова принадлежат бывшему советскому послу в ФРГ Владимиру Семёнову и сказаны более тридцати лет назад, но автор книги помнит их и сегодня. Значит, смысл, заложенный в них, не отошёл в историю.
Отношения России и Германии, русских и немцев насчитывают уже сотни лет. В них были взлёты и падения, периоды близости и жесточайшего противостояния, и, видимо, уже пора вывести какие-то закономерности. Что и делает Квицинский.
Кстати, он напоминает, что Германия объединилась и стала могучим единым государством в 1871 году с согласия и при поддержке России. Не будь этого, не было бы и Германской империи во главе с кайзером Вильгельмом, который был дядей российского императора Александра II. «Если мы с немцами, если мы вдвоём с Германией, то уж наверняка будем управлять не то Европой, не то целым миром. Эта идеология с тех пор прочно вошла в мышление нашего политического класса – начиная с Александра II, затем Ленина с Троцким и кончая Брежневым и президентом Путиным. Она живёт, несмотря на разочарования и провалы, которые то и дело постигают нас на этом пути. Дело в том, что германские партнёры никогда не отличались столь же пылкой любовью и доверием к нам».
Особенно впечатляют эти слова, если вспоминить всю трагическую для России историю ХХ века. К сильной России Германия приспосабливалась и иногда действовала с ней заодно. На слабую Россию она нападала и грабила её. Вспомним, что тот же Гитлер считал СССР колоссом на глиняных ногах.
«Нет никаких оснований полагать, что в будущем это будет иначе, – предупреждает автор. – Поэтому решение вопросов наших отношений с Германией лежит прежде всего на путях решения наших внутренних проблем. Если встанем с колен, то будет один рисунок игры. Не встанем – будет другой и отнюдь для нас не радостный».
Думается, с этим выводом автора согласятся даже те, кто считает, что немцы сегодня совсем переменились и стали совсем другим народом.