Слышу возражения: в каждой губернии, городе и районе и так имеется по несколько фольклорных ансамблей. Да, они участвуют в официальных праздниках и иногда, приличия ради, встречают хлебом-солью иностранные делегации. Но, во-первых, количество таких творческих коллективов, к примеру, в моём Хабаровске стремительно уменьшается. А во-вторых, даже низовая муниципальная бюрократия во время официальных мероприятий как бы дистанцируется от русской традиции.
Такое отношение проявилось при открытии Владивостокского саммита стран АТЭС в сентябре прошлого года, когда целая армия наблюдателей хотела увидеть своих государственных лидеров в русском национальном наряде. Так же, как до этого в малазийском, японском, китайском, корейском, вьетнамском, – смотря где встречались на высшем уровне в очередной раз. Такова символическая изюминка одного из самых представительных форумов современности. Но прибывшие в город русской морской славы официальные лица так и не облачились в праздничные льняные рубахи с расписными косыми воротами, как когда-то наши славные пращуры, умевшие от души привечать званых гостей. Участники саммита в деловых чёрных костюмах днями напролёт старались упрочить обоюдные связи – к сожалению, без национального колорита с его располагающей к доверию атмосферой, которую не компенсируешь никаким прагматизмом. А ведь эта встреча могла послужить и для популяризации русско-российской цивилизации...
«Фотографирование в национальной одежде не проводилось уже три года, во Владивостоке также решили не возвращаться к этой практике», – объяснялся анонимный «источник» в оргкомитете прошлогоднего саммита. Но уже в октябре 2013-го, на следующем, состоявшемся в индонезийском Бали саммите, все слетевшиеся лидеры снова облачились в местные национальные кружева.
Следуя за властями предержащими, не проявляют должного интереса к народным промыслам и ремёслам и предприниматели. Хотя это настоящий Клондайк. В Хабаровске практически невозможно купить в свободной продаже картуз, косоворотку, кокошник, кафтан. Не говоря уже о специализированных магазинах национальной русской одежды, которых и в самой Москве небось не сыскать. С одной стороны, по-русски не одеться, не отдохнуть, не покушать, с другой – под натиском новостроек в духе советских Черёмушек теряют остатки былой самобытности старинные города. А ведь архитектура с присущими ей пропорциями – важнейший инструмент формирования личности. Или человек становится гармоничным и настроенным на прекрасное, или в его мозги вбивается примитивное восприятие мира, и с ним можно вытворять всё что угодно.
Конечно, отстранение от национальной культуры родилось не на пустом месте. Ещё Пётр Первый запретил дворянам носить русский костюм, считай, на полтора века. Большевики тоже не шибко жаловали мужицкую Русь. Хрущёв обожал носить украинскую вышиванку и не стеснялся.
…Приснился мне давеча сон, как перед самым началом Олимпиады в Сочи появляется перед всеми российский президент не в костюме с галстуком, а в льняной белоснежной косоворотке... А ещё привиделось, как в красивом кафтане поверх такой же рубахи пришёл он на ближайшую Масленицу отведать блинов и наградить состязающихся в удали молодцов. «Небывальщина!» – отмахнётся искушённый читатель. Не спорю. Но за душу, согласитесь, берёт.