Это вам не «Подслушано в Рыбинске», не «Дылда» какая-нибудь, это штука посильнее «Левиафана» Звягинцева. Тут, по сути, оглашён приговор России, не российской власти, а ещё круче – русскому народу. Как будто вынесли его наши злейшие враги. А приведение в исполнение, облачение его в приличествующие художественные формы заказали талантливому режиссёру сербу Душану Глигоричу (мы писали о его «Хрустальном»). Такой аутсорс. Продюсер Александр Цекало живёт в Штатах, также за пределами России и сценаристка Анна Козлова, по Сети гуляют её откровения про наш народ, который её потрясает «своим рабством, своей мерзостью, своей удивительной готовностью говорить, показывая на кучу говна, что это белый пушистый зайчик».
Месяц назад, посмотрев пару серий «Аутсорса», я подумал, что это не стоящее внимания очередное спекулятивное дерьмо про 90-е и криминальную русскую провинцию, где всегда поздняя осень и непролазная грязь. Досматривать не стоит, я много раз видел подобное, зачем допускать до себя вонючую мерзость, в которую погружены создатели этого несовместимого с жизнью сериала. Но когда вокруг «Аутсорса» поднялся шум, когда хвалить его стали не только релоканты, но и патриотически настроенные граждане, пришлось досматривать. Превозмогая отвращение. И от фактуры истории, и от её тотальной лжи.
В камчатском городке Елизово, где вообще-то жили и живут рыбаки и военные моряки, в сериальном 1996 году – мрак и запустение, беспросветная германовщина, водка из горла, грязный секс, мат, мордобой – никакой тебе океанской романтики, никаких моряков, нищая скотская жизнь. И где-то далеко прекрасные вулканы на горизонте. Действие разворачивается в течение минимум полугода (начинается в 1996-м, а кончается в апреле 1997-го, когда Ельцин ввёл мораторий на смертную казнь), но всё это время в сериале мерзкая поздняя осень, снег и грязь. В центре сюжета – тюрьма, где приводят в исполнение смертные приговоры. Сюда перевели нового «исполнителя» – Костю. Его играет Иван Янковский. Точнее, он ничего не играет. Можно было бы ожидать, что кинематографисты заглянут в душу убийцы, который лишил жизни множество людей. Но об этом и речи нет, и души тоже. Этот красавчик Костя – чистая функция, резонёр, которого все почему-то слушаются, он всегда появляется в кадре, когда сценарию нужен толчок. Именно ему приходит мысль, что можно предложить родственникам жертв за деньги самим приводить приговор в исполнение. Это самая главная фундаментальная неправда, на которой построен сериал.
Придумал её Денис Драгунский в рассказе «Дочь военного пенсионера», по мотивам которого и написан сценарий. Там бывший начальник тюрьмы объясняет дочери (между прочим, сценаристке!), откуда у них такая дача и вообще хорошая жизнь. Он рассказывает ей, как много заработал на том, что предоставлял право желающим приводить приговор в исполнение. В рассказе Драгунского желающих было много. Фантазёр он, конечно, хотя не исключаю, что у писателя среди знакомых есть такие маньяки-богачи, которых хлебом не корми, но дай убить россиянина. Каких только чудовищ не рождали залоговые аукционы. В действительности, конечно, ничего подобного не было, так же как и того, что в исполнители приговора прорывались мстители из числа родственников жертв, тем более иностранные извращенцы, как в сериале. Это не в наших традициях. Да и не в традициях других народов, где нет кровной мести. Русским, наоборот, свойственно прощать: в отличие, например, от англичан мы, к сожалению, довольно быстро забываем обиды.
Удивительная подлость – придумать какое-то ужасное преступление, приписать его своим соотечественникам, а потом за это их и ненавидеть.
Снято кино весьма натуралистично, с точными деталями быта того доайфонного времени, но слишком много натяжек и откровенной лжи. Я, например, не смог поверить в то, что Костя легко вышел на успешную предпринимательницу (Юлия Марченко), которая заплатила огромные деньги за то, чтобы лично пристрелить маньяка, убившего её дочь, да не пристрелить, а, внимание, собственноручно выколоть ему глаза, отрезать язык и член ещё живому. Одно дело – накрутить себя и нафантазировать какую-нибудь страшную-престрашную месть, а другое – осуществить её. Кстати, все русские женщины в сериале отвратительны. Тут нагромождение ужасов. Изнасилование перед свадьбой, потом неудачный аборт, сепсис и ампутация матки у жены одного из сотрудников тюрьмы – Наташи (Мила Ершова), потом ей же поручают убить Костю, и она делает ему коварный смертельный укол. Почему, кстати, «заговорщики» не проверили, умер Костя или нет. Мать этой Наташи (Карина Разумовская) удивительно невразумительная лицемерная сволочь: то понуждает дочь сделать аборт, то обвиняет в этом её мужа, то чуть не на коленях умоляет дочь простить её и вернуться домой, то прогоняет, потому что заводит шашни с начальником тюрьмы. Наташин жених (а потом муж) Саша донельзя инфантилен (талантливый актёр Эльдар Калимулин не виноват – так написана роль) – люди, не первый год служащие в тюрьме, не могут быть такими слюнтяями. Впрочем, мужики здесь часто ведут себя как бабы. Костя же, дьявол-искуситель, плетёт свои интриги, и ему всё удаётся, но не потому, что у него такой мощный властный характер, а потому что так решили режиссёр со сценаристкой. У следующего члена банды, охранника Ромы (Данил Стеклов), мать – отвратительная, карикатурная святоша (Ольга Лапшина): в квартире всюду иконы, вёдра со святой водой, то есть походя и РПЦ пнули.

У прокурора (первое явление Дмитрия Сумина в главной роли можно считать удачным) жена (Карина Александрова) – агрессивная, помешанная на сексе мещанка и вдобавок алкоголичка. Поначалу кажется более-менее нормальной семья тюремного врача (Леонид Тележинский), у него милая интеллигентная жена, тоже врач (Дарья Савельева), но и в их семью сценаристка принесла беду: муж, оказывается, патологический бабник. Поверить в это трудно, но он приносит в дом ВИЧ, притом сам – уникальный случай! – не заражается. А заражённая жена совершает самоубийство. Но это ещё не все «ужасы нашего городка». Нина, жена Кости (Даша Котрелёва), по образованию филолог, возвышенная натура, муж ей даёт деньги на сапоги, но она остаётся в старых ботах, а покупает собрание сочинений Шиллера. Костя, домашний тиран, наказывает её за это тем, что выбрасывает старые сапоги, и женщина вынуждена по грязи и снегу ходить в летней обуви. Дети в сериале тоже не подарок: их дочка то стучит папе на маму, то секретничает с мамой против папы и содействует адюльтеру. Абсолютно неожиданна измена Нины с Ромой, ещё более неожиданно то, что она в драке отбирает деньги у святоши – матери Ромы и с деньгами этими улетает в Москву. Одна, бросив мужа, любовника и дочку. Поверить в такой личностный кульбит женщины, предпочитавшей Шиллера сапогам, невозможно, но семейные ценности вдребезги.
То есть по воле авторов в этой большой компании героев нет ни одного не мерзкого человека. Все мелочные, корыстные, злобные дикари. Нет, были и благородные люди, но их убивают. Например, сожитель покончившего с собой человека, маленького сына которого отравил серийный убийца. Этот несчастный гей принёс огромные деньги за право отмщения за своего «друга». Костя и его компаньоны вдоволь над ним поизмывались, убит также следователь, который начал раскрывать дела об убийствах, совершённых Костей.
Защитники сериала говорят, что он изобличает ельцинские 90-е – нет, из того же интервью сценаристки следует, что это образ нашего времени.
Не зря же говорят, что внешний враг победить Россию не сможет, её надо подтачивать изнутри. Разные киевские пропагордоны в своих телеграм-каналах часто публикуют сюжеты из «обычной русской жизни» с отвратительными спившимися мужиками и бабами. «Аутсорс» сделан как будто по их заказу. Это не просто русофобская чернуха, это манифест ненависти. Жаль, что в его «оглашении» участвовали талантливые русские люди. На аутсорсе создавали образ народа, который не имеет права на жизнь.