Выбор современного человека – это выбор Нео и Сайфера из ленты 1999 года «Матрица». Первый принимает красную таблетку, выходит из искусственной симуляции реальности и узнаёт правду, но не в силах сразу принять её. Предатель Сайфер, вступивший в сделку с агентом Смитом, изначально хочет жить в иллюзии; ведь за те годы свободы он понял, что счастье – в неведении. Сцилла и Харибда – выбор между симуляцией и реальностью. Но есть ли эта реальность в постиндустриальном обществе, выносящем человечности и подлинности приговор?
Долгое время событие считалось свершившимся, если оно попадало на видео. Однако теперь мы перешли от подделки фотографии до создания видеосимуляции – от фейка к дипфейку; таков путь. Главное слово 2023 года – нейросеть. И она создаёт свою реальность. Пишет новость, иллюстрирует её сгенерированной картинкой – так работает искусственный интеллект. Хотя сильного искусственного интеллекта ещё нет. Пока что мы наблюдаем лишь эффективные алгоритмы, программы.
Но они уже создают сугубо свою реальность, заменяя людей, step by step. Пользуясь человеческой ленью и глупостью, нейросеть вытесняет людей почти из всех сфер. Особыми алгоритмами она форматирует пользователя. Тот погружается в соцсети, чтобы получить информацию, активирующую выплеск гормонов, – и та любезно подсовывается матрицей. Вы думаете, что рекомендованное предложено исходя из ваших интересов, но на самом деле ваши интересы сформированы, сфабрикованы. И никто не станет проверять подлинность этой информации. К чему это приводит?
К тому, что формируется медиакратическое общество в своей крайней форме, разделённое на отдельные группы, каждая из которых имеет свою картину миру, подчас радикально отличающуюся от других. Есть такие книги в жанре альтернативной истории – когда, например, Гитлер не погибает, потому фашисты управляют миром; следовательно, герои вынуждены существовать в таком альтернативном мире. А теперь представьте, что такие альтернативные истории формируются внутри нашего общества, в котором дипфейк легко заменяет конкретного человека, а повестка формируется нейросетью.
Это сброс всех настроек, уничтожение плюс-минус единой системы координат, существовавшей годами, и в конечном счёте возвращение и погружение в хаос, где ничто не реально. Для чего это необходимо? Чтобы установить новую власть – и принцип такого господства сформулировал Достоевский в «Бесах»: «…всех обескуражить и изо всего сделать кашу, и расшатавшееся таким образом общество, болезненное и раскисшее, циническое и неверующее, вдруг взять в свои руки, подняв знамя бунта».
Возникает логичный вопрос: кому это выгодно? Власть имущие, руководители транснациональных корпораций и лидеры правительств полагают, что им. Однако я процитирую одного из символов борьбы за правду – к слову, на его печальной судьбе можно увидеть, чем заканчивается битва за правду, – основателя Викиликс Джулиана Ассанжа. Он считал, что главные враги человека в будущем – это тотальная слежка и искусственный интеллект, и они вступают в силу, когда исчезает само понятие правды, когда человечество, как в тёплую ванну, погружается в постправду.
Это мы и наблюдаем сегодня, и если кто-то думает, будто он сможет управлять этим, то он подобен безумцу или пчеле в закрывшемся бутоне. Хаос, в который погружает человека и человечество отсутствие подлинного, рано или поздно структурируется, но уже не людьми. В будущем никто не предложит нам выбор между красной и синей таблеткой. В том будущем, которое мы настойчиво приближаем, хотя стоило бы его героически отдалять.