Леонид Сергеев. Там, где никогда не заходит солнце: Рассказы для детей, подростков и взрослых, которые помнят своё детство. Рисунки автора. – М.: НО «ИЦ «Московедение», 2018 – 416 с. – 1000 экз.
«Мы были мальчишками военного времени, – пишет автор, представляя свою книгу, – пережили немало тяжёлых и горьких дней, но каким-то странным образом в памяти детство – некая страна, где никогда не заходит солнце. Страна самых широких рек, самых высоких деревьев, самых ярких цветов и трав, самых дружелюбных животных и людей. В той стране никто не стареет – навсегда остаётся молодым». Если бы это было лет сорок назад, я бы сказал, что сказанное Леонидом Сергеевым бесспорно и общепринято. Но сейчас я должен заметить, что его книга, помимо воли автора, очень полемична. Потому что слом общественной системы, происшедший в нашей стране, вызвал, кроме всего прочего, и пересмотр оценки детских лет. Помню, в перестроечные годы успешный экс-советский писатель из небедной семьи (имя его, ныне покойного, называть не буду) написал о своих страданиях, где бы вы думали? – в «Артеке», элитарном пионерлагере, куда мечтали попасть все мальчишки и девчонки СССР. Беднягу, видите ли, заставили нести на демонстрации тяжёлый портрет В.М. Молотова. Несчастный чуть не падал... Приходилось читать и о том, что авторы «мемуаров» становились ярыми антисталинистами, ещё чуть ли не «сидя на горшках в детском саду» (это цитата). Ох, много такого было понаписано, а главное, понаиздано в последние десятилетия.
Естественно, чем дальше уходит время, описанное Леонидом Сергеевым, тем более «историческим» оно становится в восприятии читателей. Поэтому так важно дать объективную оценку такого рода книгам. Я человек того же поколения, что и Леонид Анатольевич Сергеев. Так же, как и он, был в эвакуации. Социально из такой же среды. Считаю, что имею полное право свидетельствовать: в книге «Там, где никогда не заходит солнце» написана правда и только правда. И повесть «Солнечная сторона улицы» написана как будто про меня. Не в смысле географии (эвакуация мотала меня по другим краям) и деталей семейной жизни, а по общему ощущению времени и жизни. Но кто из нас (пацанов нашего поколения) не собирался или даже не пытался бежать на фронт! Кто из нас не мечтал стать сыном полка, ловким, назаметным для фрицев разведчиком! Кто с трепетом не ждал возвращения отца с фронта! Кто не гордился трудовыми подвигами матерей! Радости и печали, описанные в повести «Солнечная сторона улицы», – это наши радости и печали. И что очень важно – ведь речь идёт о тяжелейшем времени. А наша сторона улицы всё равно была солнечной! Потому что – да не звучит это пафосно! – все мы, большие и маленькие, знали: наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!
Совсем другая эпоха, совсем другой возраст героев в повести «Белый лист бумаги». Здесь речь идёт о становлении художника (не забудем, что автор книги – не только писатель, но и профессиональный художник). И здесь всё интересно не только тем, чьё трудовое орудие – кисть или карандаш. В частности, большинство, я думаю, читателей узнает много нового о жизни театра, нет, не об актёрах, а о тех, кто и как создаёт небо и море, замки и старинные гарнитуры из холста, картона, фанеры и бумаги, которые мы принимаем всерьёз, глядя из зрительного зала (писатель много лет был театральным художником).
Не всегда в рецензиях говорится об оформлении книги, но в данном случае это не подробность, а необходимая часть. Леонид Анатольевич Сергеев правильно сделал, что сам иллюстрировал свою книгу. Получилось идеальное совпадение текста и рисунков. Рисунков, необходимо сказать, очень хороших. Заметим, в книге есть и рассказы для детей, и повести для взрослых. Но, как уже отмечалось, для взрослых, не забывших своё детство. Поэтому так органично смотрятся рисунки, выполненные в одной манере во всех частях этой интересной и доброй книги.