Евгений Юрьевич Сидоров празднует серьёзный, по-настоящему большой юбилей. Жене Сидорову (а именно так с юности и до настоящих дней его зовут друзья и те коллеги, с кем его избирательный вкус перевёл отношения на «ты») – 70 лет! В это невозможно поверить. Всегда подтянутый, элегантный, с маленькой «французинкой» в стиле одежды, он ещё до всех перипетий своей счастливой судьбы выделялся в разнопёрой и разноголосой писательской среде. Как литератор он никогда не был всеядным, его художественные вкусы определились рано, едва ли не с первых публикаций. И вместе с тем, когда в начале 90-х наша литературная среда распалась на «тусовки», он не стал членом ни одной из них, выбрав предпочтение дружить с тем, с кем дружил прежде, и писать о тех, кто ему как литературному и киношному критику интересен. И в этом тоже есть чувство стиля, или, говоря словами Пушкина, соразмерности и сообразности.
Возможно, такому «нетусовочному», широкому взгляду на жизнь способствовали и обстоятельства блистательной, я бы даже сказала, головокружительной карьеры Евгения Сидорова. От зав. отделом эстетического воспитания в «МК» до Чрезвычайного и Полномочного Посла России в ЮНЕСКО! В 27 лет он возглавил отдел русской критики в «ЛГ». В сорок с хвостиком стал ректором Литературного института, а в 50 с небольшим – членом правительства, министром культуры Российской Федерации.
Ему выпало сохранить в разбушевавшейся стихии корабль, в трюмах которого бесценные музеи и библиотеки, неповторимые творения древней архитектуры, а на палубах сметаемые ветрами невероятных потрясений, сами враз обнищавшие творцы – художники, архитекторы, писатели, композиторы...
Листаю книгу Евгения Сидорова «Необходимость поэзии», жанр которой автор обозначил так: «Критика. Публицистика. Память». В последнем разделе наряду с избранными интервью Сидорова-министра представлены и его выступления на различных государственных уровнях, аналитические записки, свидетельствующие о том, как безустанно и часто безуспешно бился он головой о непробиваемую толщу новых либеральных догм и построений, в которых культуре было отведено едва различимое место, несоразмерное её значению в жизни и судьбе России. Потрясающей силы документы, но то, что за ними скрыто, вероятно, ещё сильнее. Возможно, именно нескрываемая тревога за судьбу российской культуры в первичной какофонии рынка и привела в своё время к внезапной и необъяснимой отставке со своего поста «недостаточно либерального», самостоятельно мыслящего министра. Отечественная культура в целом, я думаю, потеряла, но зато литература счастливо вернула в свой дом талантливого «блудного сына».
Как литературный критик Евгений Сидоров всегда тяготел к поэзии. Поэзию и сегодня он понимает в самом высоком, сакральном смысле, как необходимость жизни вообще и как типично русский диагноз в частности. Свидетельство тому – блестящая статья о современной поэзии в 12-м номере журнала «Знамя» за прошлый год. По-прежнему живописное перо, непредвзятость и безоглядная широта взгляда, точность и образность мышления – словом, критика как часть настоящей художественной литературы в том виде, как её понимали предтечи. И В. Белинский, и Ю. Айхенвальд.
Так держать, Евгений Юрьевич! С юбилеем тебя, дорогой друг. Многая лета тебе и многих тебе книг!
«ЛГ» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра и публикует два выступления Е.Ю. Сидорова перед зарубежными слушателями.