Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2019 г.
  4. № 38 (6705) (18.09.2019)
Искусство

Необратимость

18 сентября 2019

Ренэ Герра. Культурное наследие Зарубежной России.

 – М.: МИК, 2017. – 920 с.  – 1000 экз.


Огромный том Ренэ Герра «Культурное наследие Зарубежной России», выпущенный издательством «МИК», производит впечатление. Прекрасно полиграфическое исполнение, великолепна изобразительная составляющая: репродукции графических работ Юрия Анненкова, фотокопии обложек и титульных листов прижизненных изданий Бунина, Шмелёва, Ремизова, Зайцева, Ходасевича, Терапиано, Чиннова… Всех и не перечислишь. А сколько лиц, запечатлённых в чёрно-белых фотографиях, нередко потускневших, но подобные черты не встретишь уже на глянцевой бумаге в лучшем цветовом разрешении.

Очерки о Бунине, Ремизове, Анненкове, о Юрии Терапиано, Сергее Шаршуне носят характер жизнеописаний, выполненных в свободной форме, щедро разбавленных фактами собственной биографии. В этом нет ничего плохого. Ренэ Герра – собиратель, хранитель; больше историк, нежели литературовед. Но больше всего и прежде всего он культуртрегер – носитель культуры – в буквальном смысле этого слова. Носитель и сберегатель той изысканнейшей культуры, которой в России нет вот уже с 1917 года. Следует отметить, что подобная Kulturträgerschaft невозможна без глубочайшей проникновенности высоким духом, который был у представителей русской эмиграции, когда всё, всякое бытовое благополучие было принесено в жертву свободе творчества. В этом чувствовании несломленного русского духа несомненная уникальность Ренэ Герра.

Вместе с тем книга напоминает о горьком обстоятельстве. В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, когда культура русского зарубежья стала доступной для всех нас, мы ознакомились с ней охотно и поверхностно, так сказать не особенно церемонясь. После 1917 года в нас настолько укоренились безвкусица, простодушие, варварство, что некоторые примитивные, низкопробные поделки оказались нам ближе, роднее, чем зайцевская «Анна» и бунинский «Чистый понедельник».

У них «Невозможность поэзии»... А у нас какая может быть «невозможность», если рифмы прут, как сорняки после дождя? У них «парижская нота», жаждущая стихов «без красок и почти без слов» (Г. Адамович), а в нашем сознании толпятся самые смачные образы…

Русская эмиграция хотела сберечь для нас что-то, о чём грезил Лермонтов: песни небес. Нас же, представителей «грубой, первоначальной культуры» (Ф. Ницше), волновали и волнуют «скучные песни земли».

Илья Кириллов

 

Тэги: Книжный ряд Ренэ Герра Илья Кириллов
Обсудить в группе Telegram

Илья Кириллов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS