Елена Сазанович. Убить Гиппократа. – М.: Вече, 2022. – 416 с. – 800 экз. – (Проза нового века).
Елена Сазанович – известный неизвестный писатель-невидимка, исповедующий стратегию затворника и гуманиста-мизантропа Джерома Сэлинджера. Она из тех последних писателей модели прошлого века, которые говорят с читателями своими книгами, а не интервью. Которые не пиарятся, не рекламируются, не продвигаются и не делают из себя «бренд». Для которых нет задачи выше изначально главной для любого литератора – просто хорошо писать. Что, впрочем, совсем не просто.
Роман «Убить Гиппократа», вышедший в знаковой серии «Проза нового века» известного издательства «Вече», не только увлекателен неожиданными сюжетными поворотами и тайнами, но и невероятно актуален в сегодняшнее ковидное время. И даже пророческий в своём предостережении человечеству. При этом уже в аннотации подчёркивается, что работа над произведением началась ещё в 2017-м, а закончилась в феврале 2019-го – более чем за год до объявления ВОЗ пандемии коронавируса, когда Елена Сазанович не просто предчувствовала, а предугадала многие будущие нюансы нынешнего бытия.
«Убить Гиппократа» – психологический триллер, как и произведения предыдущей трилогии Елены Сазанович «Иная судьба» («Перевёрнутый мир», «Всё хоккей!» и «Гайдебуровский старик»), вписывающийся в концепцию Умберто Эко, завещавшего использовать именно жанровые, остросюжетные формы не только для философского наполнения текста, но для трансцендентного наполнения, выходящего за пределы самого текста.
Так, за пределы романа выходит и его тема – о «теории заговора», традиционно привлекающая интерес многомиллионной аудитории любителей конспирологии. Причём в её абсолютно зловещей части, разрабатывающей «теорию золотого миллиарда». И затрагивающей самые разные сферы жизни – от культуры до медицины, от образования до экономики. Для которых и куются сегодня новые кадры в таинственных «городках» по всему свету (один из них и описан в романе). Которые ныне и решают всё и вся. Поставленные на служение исключительно тем, кто и сидит сейчас на этом глобальном мешке с золотом. Кто и регулирует его вес и объём…
Главный герой – врач Георгий Кратов, по прозвищу Гиппократ, случайно узнаёт о глобальном заговоре врачей и в ходе своего расследования попадает в таинственный Городок, где мировая закулиса готовит кадры для генеральной чистки планеты. Однако ещё до того, пребывая в вечных поисках истины, он ставит под сомнение реальность (и рациональность) происходящего. При этом он сам соткан из парадоксов сознания и личности. Впрочем, именно эти противоречивые терзания, свойственные эмоциональной человеческой природе, и помогают ему противостоять холодному «рацио».
И здесь лейтмотивом является детство, проскальзывающее в воспоминаниях почти каждого героя. Дети – это те, кто обязан жить. Кто не может и не должен умирать. Именно те, ради кого живут и совершенствуют мир. И синий цветок цикория, символизирующий детство героя, – яркий, цветной опознавательный знак, помогающий герою выживать.
Гиппократ постоянно мечтает о том, чтобы всё можно было «пощупать и понюхать», практически цитируя Базарова. Он так запутывается в своих суждениях, сомнениях, клятвах, что читатель вынужден сам искать грань между реальностью и параноидальными конструкциями лжемира. И так до тех пор, пока наконец и герой, и читатель с удивлением не поймут, что никакой паранойи нет, а есть достоверная и очень рациональная сверхреальность. Доведённая до жестокого сверхабсурда. Если любовь – то до смерти. И дружба – до смерти. И политика – до смерти.
Как и сверхидея, заложенная в основу курсов повышения квалификации «академии» Городка, – проста, как мир. «Мир сейчас поделён не на плохих и хороших. А на плохих и менее плохих. На злых и менее злых. На жадных и менее жадных. Поэтому сейчас легче лёгкого справиться с этим миром. Победа золотого миллиарда произойдёт гораздо быстрее, чем вы думаете. Поскольку мир вот-вот будет поделён на недоброе и очень недоброе. И выбора больше не будет, – так её формулирует один из «сидящих на золотом мешке». – И неважно, как будет называться государство. Хотите социалистическое – пожалуйста. Хотите капиталистическое – пожалуйста. Хотите демократическое – пожалуйста. И неважно, какие политические и общественные силы будут в этом государстве. Патриоты, демократы, социалисты, либералы, националисты – они все будут одним миром мазаны. Нашим. Они все пройдут помазание наше. И у всех их души будут проданы. И куплены. Нами. Безвозвратно… И вот тогда… Наш золотой миллиард победит…»
Порой кажется, что в романе Елены Сазанович всё безмерно преувеличено. Особенно если учесть, что почти с самого момента появления (и обозначения) понятия «теория заговора» все последующие десятилетия в общественном дискурсе оно подавалось лишь в отрицательном смысле. Зачастую как ярлык того, что невозможно в принципе. Как «некорректная теория». Хотя многие её «составные» части, касающиеся конкретных событий и явлений, давно нашли своё подтверждение в реальности. И далеко не виртуальной...
Так что, возможно, автор, наоборот, всё сильно преуменьшил? И просто ситуация гораздо сильнее запущена. А точка невозврата уже давно пройдена и забыта…
Возможно, поэтому в романе множество невероятных сюжетных поворотов и неожиданных трансформаций образов в насыщенном семиотическом слое произведения. При этом автор очень тонко играет и с именами героев: Гиппократ (Гера), бывшую жену которого зовут Ада, влюбляется в Ягу (Ядвигу)… И каждое имя становится маленькой вселенной, вокруг которой вращаются слова, образы, выстраивается система символов и взаимосвязей… И всё это оформлено в уникальном, неповторимом авторском стиле, который изначально был придуман Еленой Сазанович. Ещё в конце 90-х критики поэтично назвали его «солнечным реализмом», сравнив с латиноамериканским «магическим реализмом» Маркеса, Кортасара и Амаду.
Помимо всего, это произведение очень визуальное, детализированное до возможности выделения нескольких кардинальных тематик, каждой из которых можно посвятить отдельное философское эссе. Хотя в романе они лишь часть фабульного повествования. Например, что такое необъявленные гибридные войны и почему они страшнее обычных горячих? Или что такое клевета – на обычного человека в частности или на историю вообще?
«Убить Гиппократа» – роман-явление. Сегодня он важен как предостережение человечеству. Словно «чёрная метка». Как тексты того же Умберто Эко или фильмы Дамиано Дамиани. Сегодня он актуален потому, что помогает если не понять, то хотя бы прочувствовать логику современных манипуляторов сознанием масс в перманентной организации «необъявленных войн» и внезапных пандемий на нашей планете. Осознать механизмы их возникновения и функционирования, стратегические цели и тактические задачи, ради которых и готовят конец истории те, кто сидит на золотом мешке. И заранее предугадать следующую точку, в которой на доли секунды может остановиться маятник Фуко.
Ярослава Макарова