Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Необязательный предмет

01 января 2007

АКТУАЛЬНО

Сдавать экзамен по литературе, а значит, и учить её теперь будут только желающие

Произошедшее можно назвать только так: катастрофа. Рособрнадзор вывел литературу из списка обязательных предметов при сдаче Единого государственного экзамена. Да, подавляющее большинство и педагогического сообщества, и интеллектуальной элиты было против формализации литературы и попыток втиснуть её в тесты. Да, требовали тесты отменить. Тесты, а не обязательную проверку знаний выпускников и их умения письменно выражать свои мысли.
То, что под шумок борьбы с некорректными экзаменационными вопросами начнётся борьба с самой литературой, мы подозревали. И предупреждали об этом в прошлом году не раз: «Татьяна – русская душою?» («ЛГ», №25), «ЕГЭ: ни жив ни мёртв», «И тесты – зло, и сочинение – не благо» («ЛГ», №45), «И всё-таки сочинение?» («ЛГ», №46). Увы, как в воду глядели. Вот небольшая цитата из последней публикации на эту тему: «Я слушала очень жёсткие и эмоциональные выступления педагогов… и очень боялась, что присутствующие в зале чиновники махнут в конце концов на несговорчивых словесников рукой и вообще отменят экзамен по этому предмету, постепенно сведя его к факультативу». 

Именно это и произошло. Когда законодатели принимали поправки в закон «Об образовании», вводящие ЕГЭ, они, памятуя о сочинении, в котором одновременно проверялись и умение излагать свои мысли, и грамотность, полагали, что и в новом формате литературу и русский язык можно будет объединить. То есть обязательными должны были быть два экзамена: математика отдельно и русский с литературой вместе. Но в тестовом варианте эти два предмета не ужились. Их разъединили. Получилось три обязательных экзамена. В прошлом учебном году математику и русский сдавали только в формате ЕГЭ, а литературу – по выбору: либо в формате ЕГЭ, либо в виде сочинения или исследовательской работы, либо устно. То есть де-факто литература необязательной в формате ЕГЭ уже была. Почему же катастрофа наступила лишь тогда, когда надзорные органы этот факт всего лишь официально узаконили? Да потому, что регионам дали отмашку – знания по литературе с этого года можно проверять не у всех, а только у желающих подвергнуться испытанию. 

Сейчас в регионах идут совещания, на которых решается, какие предметы и как выпускники будут сдавать. Теоретически литературу могут оставить в качестве третьего обязательного экзамена, сдаваемого в традиционной форме. Но такие регионы, скорее всего, будут исключением. Во-первых, далеко не все педагоги так уж жаждут учить детей писать сочинения. Во-вторых, третий обязательный экзамен – это нарушение закона, и прецеденты, когда родители выпускников подавали иски в суд и выигрывали дело, заставляя органы образования третье испытание убрать, уже были. 

Почему Министерство образования и науки не выступило с законодательной инициативой ввести вместо двух обязательных экзаменов три? А вот это вопрос. За шесть лет эксперимента выработать систему оценки знаний по литературе, которая удовлетворила бы большинство, так и не удалось. Высветил эксперимент и ещё одну, может быть, даже более важную проблему. При внешней проверке количество двоек и троек по этому предмету было таково, что впору ставить вопрос не только о корректности экзаменационных вопросов, но и о качестве преподавания. По большому счёту речь надо вести и о подготовке самих учителей, и о смене программы, и о разработке новой методики, которая позволила бы решить главное – приучить ребёнка к чтению и научить его мыслить. Но это задача глобальная, хлопотная. Проще свести этот оказавшийся самым сложным предмет к факультативу. 

Отношение к литературе в нашей стране всегда было особым. И это было абсолютно оправданным. Это позволяло передать потомкам наши культурные коды, сохранить нашу идентичность. Не пропустив через себя великие русские тексты, наши внуки и правнуки перестанут быть русскими людьми. И большей катастрофы, на мой взгляд, просто не может быть. Мы потеряем не просто литературу. С лица земли исчезнет российская цивилизация. 

Людмила ЗУЕВА



«ЛГ» обязательно вернётся к этой проблеме в одном из ближайших номеров.

Обсудить в группе Telegram

Людмила Зуева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS