Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Необыкновенный концерт, или «А старик-то что делает?»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Пётр Шаболтай. Старая золотая эстрада глазами очевидцев. – М.: ООО «Комментарий». – 2010, 224 с.: ил.

Если судить по строгому гамбургскому счёту, то книге этой – при всём её достойнейшем «экстерьере» и привлекательности самой темы – можно предъявить некоторое количество претензий. И слог у автора, прямо скажем, порой далёк от стилистически изысканного (хотя, с другой стороны, чувствуется: человек – не будучи литератором, но будучи весьма «в теме» – писал сам, что подкупает); и по части композиции труд слегка уязвим; и наша тотальная торопливость – как без неё – спешит заявить о себе… Достаточно сказать, что на титульном листе «потерялось» название издательства – мне его удалось узнать лишь из компетентных источников. Но выводить рецензию в брюзжащих тонах тем не менее категорически не хочется.

Во-первых, по причине того, что данный текст со всеми его недочётами абсолютно конгениален предмету исследования – отечественной эстраде первой половины прошлого столетия. Материи лёгкой (но отнюдь не легковесной), изменчивой, извлекавшей львиную долю своего неповторимого обаяния именно из вдохновенной необязательности, из энергии сопротивления каким бы то ни было уравнительно-охранительным канонам. Но главное настроение, задаваемое книгой, заключено даже не в этом, а в подлинно читающейся между строк заразительной любви автора к тому, о чём он пишет, – к совершенно особому жанру российского искусства, ныне, по сути, исчезнувшему, подобно легендарной Атлантиде, но ещё сохраняющемуся в памяти последних свидетелей времени её расцвета, а также немногих энтузиастов, пытающихся в наши несентиметальные и «неэстрадные» дни протянуть живую нить.

Пётр Михайлович Шаболтай, занимающий серьёзный пост генерального директора – художественного руководителя Государственного Кремлёвского дворца, многие годы умудряется совмещать деятельность практика с работой историка. Десять лет назад он даже защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы развития отечественной эстрады (1917–1929)», а теперь из-под его пера вышла питающаяся от тех же самых корней настоящая поэма – в прозе, в воспоминаниях и размышлениях и в нескольких главах.

Главы книги неравноценны и по объёму, и по увлекательности повествования, но в центре каждой из них личности одинаково удивительные, колоритные, неподражаемо владеющие своим особым мастерством. Одним словом, настоящие «короли жанра». Имён многих из них, как замечает автор, «нет даже в эстрадной энциклопедии», но это в данном случае тем более замечательно и благородно. Вот «человек с арифмометром в голове» Роман Арраго, за 40 секунд извлекавший корень из девятизначных чисел… Вот сын рабочего Одесской табачной фабрики Григорий Мармеладов, исполнявший сатирические куплеты столь обоюдоострого свойства, что его практически после каждого выступления, в дореволюционную ещё пору, штрафовали или даже изгоняли из города… Вот его коллега и земляк «любимец публики» Лев Зингерталь, «цыпочка», «тощий еврей в сюртуке до пят, в <…> пикейном жилете...», песенки которого, в противоположность внешнему виду их автора, были куда как могучего свойства… Вот «балалаечный Паганини» Борис Трояновский, выводивший на струнах своего инструмента ни много ни мало «Пляску смерти» Сен-Санса. С ним связан блистательный апокриф, или байка – фигурирующий в разных версиях рассказ о том, как некий эстрадный начальник при взгляде на фотографию Трояновского с Львом Толстым (а великий писатель любил слушать виртуозного музыканта) задался следующим вопросом: «Этот, я знаю, на балалайке играет, а старик-то что делает?»

Подобных истинно смешных (и поучительных, как же без них в настоящей эстраде) историй по страницам труда Шаболтая рассыпано множество. Благодаря этому, а также щедрому использованию автором многочисленных воспоминаний, записей его личных бесед с очевидцами и архивных артефактов в книге в изобилии присутствуют живая интонация, теплота, искренность… Словом, всё то, чем была так богата «старая золотая эстрада», и то, что в явном дефиците у того специфического фанерно-пародийного новообразования, которое по старинке принято обозначать прославленным жанровым термином.

Александр А. ВИСЛОВ

 

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS