История Пущинской усадьбы насчитывает уже более 400 лет. Впервые она упоминается в Писцовых книгах ХVI века как имение Агафона Даниловича Пущина, затем сельцо с усадьбой перешло во владение отставного майора Арцибашева, у которого часто гостил его приятель – первый учёный-агроном, энциклопедист Андрей Болотов. Постепенно сформировался и весь усадебный комплекс – главный дом, хозяйственные постройки, церковь, парк с аллеями и каскадом прудов. В XIX веке Пущинскую усадьбу унаследовали Офросимовы, к которым стал приезжать влюблённый в хозяйку дома композитор Александр Алябьев. Здесь он писал музыку, посвящая её своей будущей жене. В разное время в Пущине бывали скульптор С.Т. Конёнков, актёр МХАТа И.М. Москвин и другие известные люди. В 1928 году в усадьбе был снят фильм «Хромой барин», в конце 1970-х годов – уже упомянутая «Неоконченная пьеса для механического пианино» и финал фильма «Несколько дней из жизни Ильи Ильича». Под охрану государства как памятник архитектуры и садово-паркового искусства усадьба была взята в 1985 году, а в 1987 году даже было проведено некое проектное обследование усадебного комплекса. Тогда в нём значились и конюшня, и дом конюха, и дом управляющего. Из всех перечисленных объектов ныне на территории сохранился лишь главный усадебный дом, две стены бывшей конюшни да домик управляющего – деревянное покосившееся строение.
Знаменитая Пущинская усадьба, где некогда бывали Болотов, Алябьев, Конёнков, находится сегодня на грани полного разрушения. Дело же спасения уникального памятника архитектуры и истории зависит практически от нескольких подписей нынешних владельцев усадьбы – руководства Российской академии наук. Но, увы, этого решения в Пущине ждут более десяти лет.
И на протяжении всего этого времени пишут письма. За многие годы их набралась уже большая пухлая папка. Можно вторую историю усадьбы создавать – в эпистолярном жанре, – как представители города Пущино просят Академию наук передать усадьбу им в собственность или на баланс субъекта Федерации или хотя бы начать реставрировать погибающие здания, а сегодняшние хозяева солидного наследства – отмалчиваются. Вот только финал у этой долгой «мыльной оперы» пока неоптимистичный. Не получается жизнеутверждающей фабулы. Даже на обращение губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, направленное в адрес Президента РАН Юрия Сергеевича Осипова ещё в 2001 году, ответа не последовало.
А тем временем усадьба продолжает разрушаться буквально на глазах.
– Ещё в середине XX века усадьба была в приличном состоянии, – рассказывает заместитель главы администрации Пущина Владимир Васильевич Шорохов. Он сам, ещё студентом, ходил на субботники в усадьбу – убирать территорию памятника, охраняемого государством… – В 50-е годы в ней располагалась больница, потом для Академгородка построили новую, и с тех пор здания усадебного комплекса начали приходить в ветхое состояние, хотя они и числились долгое время на балансе Института белка РАН. С тех пор, как Никита Михалков, снявший в 70-е годы здесь «Неоконченную пьесу для механического пианино», что-то подремонтировал в усадьбе, больше в ней никаких реставрационных или хотя бы консервационных работ и не велось.
В бывшем домике управляющего сегодня живёт единственная обитательница и хозяйка наследия Арцибашевых и Офросимовых – сторож Клавдия Егоровна. Вот уже одиннадцать лет сторожит она Пущинскую усадьбу, слушая не только «алябьевских соловьёв», но подчас и угрозы распоясавшихся хулиганов. Ведь усадьба находится на окраине города, на крутом спуске к реке Оке, где ближе 500 метров, а то и больше, и жилища-то не сыщешь.
– Вот окна выбивают, а мы с зятем вставляем, – рассказывает Клавдия Егоровна.
А недавно хулиган толкнул пенсионерку так, что она чуть не упала. Хоть в усадьбе давно и красть нечего, но любители «экстремального отдыха» то и дело появляются на древних помещичьих развалинах. Всё, что можно было собрать: куски изразцов, фигурные водостоки, документы, даже копии с ещё сохранившихся барельефов на фронтоне, – пущинцы давно отнесли в городские музей и библиотеку. Там бережно хранят память своей малой родины. А вот стены охраняет Клавдия Егоровна, которой Академия наук перестала почему-то оплачивать телефон, и его отключили. Правда, глава Пущина обещал этот вопрос решить.
– Всё то время, которое Анатолий Васильевич Афанаскин находится на посту главы города, мы пытаемся договориться с руководством РАН – передать усадьбу в муниципальную или областную собственность, – говорит начальник отдела культуры Пущинской администрации Марина Вадимовна Жирнова. – Есть обращение губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, которое поддержали наши пущинские учёные Г.И. Иваницкий, Ю.А. Овчинников, А.М. Боронин, А.И. Мирошников. Наши инициативы поддерживает Министерство культуры Московской области, лично Галина Константиновна Ратникова. В Министерстве культуры готовы организовать работу по вовлечению усадьбы в хозяйственный оборот с привлечением внебюджетных инвестиций на её реставрацию.
В Пущинской администрации сначала была идея – создать на базе отреставрированной усадьбы «Подмосковный Артек» для детей всего Подмосковья, затем при поддержке областного Министерства культуры созрел план организации здесь Международного культурно-досугового молодёжного центра. В 2003 году пущинцы подали заявку на участие в соответствующей федеральной программе и даже вошли в неё. Было выделено 300 тысяч рублей на разработку проекта. Его сделала региональный архитектор Минкультуры, лауреат премии «Наследие» Ольга Васильевна Гаева. Но потребовалось софинансирование, и Академия наук участвовать в совместном деле отказалась.
– Сейчас усадьба на грани полного и необратимого разрушения. Мы недавно обратились в прокуратуру – и свою, и генеральную, и в Росохранкультуры. В результате в РАН забрали усадьбу с баланса Института белка в свою собственность, а в адрес главы Пущина пришёл, наконец, ответ о готовности восстанавливать памятник архитектуры, – рассказывает В.В. Шорохов.
В усадьбе побывал даже управляющий делами РАН академик К. Солнцев, собственноручно обследовавший академическое наследство и со второго этажа барского дома оглядевший шикарные Окские дали.
Однако в руководстве РАН вдруг выставили администрации города неожиданное условие – передать в собственность Академии 12 гектаров земли вокруг бывших арцибашевских владений, вот тогда-то на них и начнут хозяева ремонтно-восстановительные работы. Да и сам проект этих работ, который попросили в муниципалитете у вдруг пробудившихся чиновников Академии, пущинских специалистов удивил. Во-первых, прислан был не сам проект, а лишь его описательная часть, притом того самого 1987 года, так сказать, двадцатилетней «свежести». А во-вторых, в реестре зданий, часть которых давно утрачена, Марина Вадимовна Жирнова и Владимир Васильевич Шорохов с недоумением обнаружили некий неведомый объект под названием «зал малых симпозиумов». Как выяснилось, так в Академии обозначили главный усадебный дом.
– Но для того, чтобы поменять что-то в реестре, надо разработать проект приспособления, и только после того, как он пройдёт согласования в Росохранкультуры и других органах надзора, можно убрать исходное название и заменить его другим, – недоумевает В.В. Шорохов. – Да и какой зал симпозиумов? В Пущинских институтах – в каждом по залу, и те часто пустуют. Времена-то изменились, потребности совсем другие. И зачем для реконструкции памятника архитектуры землеотвод? Если надо реставрировать, так действуйте, при чём здесь земля? Но ничего не происходит.
Действительно, зачем же Академии наук 12 гектаров под руинами усадьбы? Она даже при прежних владельцах, при барине Арцибашеве да помещиках Офросимовых, всего 8 га занимала? Кран «Беларусь» поставить? Так, вроде, он на гораздо меньшей площади помещается, это любой, даже не академик, понимает.
– Самое главное, чтобы эта усадьба сегодня-завтра не исчезла совсем, – обеспокоен положением дел глава Пущина Анатолий Васильевич Афанаскин. – Мы специально проводили опрос среди жителей, на нашей стороне всё население. Пущинская научная элита нас также поддерживает. Увы, но пока мы не слышим ответа со стороны РАН. Если чиновники Академии наук просто хотят получить здесь собственность, то на что они надеются? Пущинцы их не поймут. На этой площади должен быть либо музей, либо другие культурные учреждения. Мы пишем письма, показываем фотографии, встречаемся, наконец, с представителями РАН. А воз и ныне там. Ответа нет. Если бы кто-то из глав городов или районов так себя вёл, его бы в тюрьму давно посадили.
Эмоции пущинского главы очень даже понятны. Кроме усадьбы в городе за Академией наук числится пустующее здание спорткомплекса, которое было некогда полностью завершено, но так и не сдано в эксплуатацию, две котельные и два фундамента, на которых мэр давно мечтает построить дома для обеспечения жильём молодых учёных. Но, похоже, Академии наук пока не до молодых учёных и не до фундаментов, там вдруг прониклись страстью к земле российской, к её погонным и квадратным метрам. Вот только, пока в РАН торгуются, за сколько аршинов или гектаров согласиться отреставрировать знаменитую усадьбу, может не остаться «в живых» даже «зала для малых симпозиумов», и объект исторического и культурного наследия федерального значения, каким признана усадьба, останется лишь болью и стыдом в памяти людей.
Интересную комедию снял когда-то Никита Михалков по мотивам произведений А.П. Чехова. Под звуки механического пианино почти столь же механически и бессмысленно ходят, что-то делают, как-то существуют герои фильма, превращая драму в фарс, а жизнь в нечто потерянное. Жаль, если эта пьеса станет пророчеством для Пущинской усадьбы и не найдётся для решения её судьбы живого участия и неравнодушия со стороны её сегодняшних законных владельцев.
, фото автора