Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 сентября 2024 г.
Культура

Неонегин, или Вниз головой и кверху задом

Краснодарский театр драмы открыл свой 105-й сезон.

24 сентября 2024
Фото от Игоря Серова

Премьерный спектакль «Евгений Онегин» в Краснодарском краевом театре драмы, казалось бы, старается следовать тексту, букве автора, но поразительным образом полностью лишён той особой пушкинской атмосферы, духа, поэтики с лёгким, волшебным, магическим словом.

Режиссёр-постановщик Арсений Фогелев сотворил полотно унылое, мрачное, монотонное, неимоверно скучное и, конечно, исключительно на себя, этакий театр одного актёра с массовкой. Немалую часть времени он проводит в прозрачной тумбе (сценограф Иван Мальгин), и всё работает только на него, подчинено исключительно одному: выглядеть эффектно и затмить своим Онегиным всех присутствующих на сцене. Артист-павлин – особая категория людей на театре. Как правило, они не очень умны и большим талантом не страдают, но от них страдают другие. Так и здесь Татьяна в исполнении Анастасии Поддубной идёт скорее фоном, мало того, роль просто не её. У актрисы ещё нет практически ни одной приличной сцены, вот она и вынуждена пребывать в довольно-таки ровненькой эмоциональной амплитуде, а ведь роман в том числе о несбывшихся надеждах.

Фото от Игоря Серова

Отношения интересней у Онегина развиваются, расцвечиваются с Ленским, правда, артист Михаил Дубовский ни с какой стороны не попадает в сей образ. Его статная фактура больше, наверное, ложится на «проказника» Евгения, чем на мечтательного поэта. Но юноши резвятся по полной программе, катаются на пузе и даже лежат друг на друге. Вообще, положение лёжа – фишка фогелевского Онегина: все признания в любви и не в любви происходят в этой же позиции. Ещё в постановку вписан непонятный, придуманный авторами инсценировки персонаж Мадам (Виктория Лукина). Она, видимо, только из Парижа, так как лопочет по-французски, выходит в зал к публике, пытается с ней говорить уже на «плёхом» русском и играет на фортепьянах. Наблюдаем мы и театр теней – перед нами бал, где почему-то мужчины в головных уборах. Персонажи (в программках они обозначены как Женщины и Мужчины) начинают петь хором, а Татьяна старательно, с видом пианистки-лауреата исполняет бетховенскую «Лунную сонату», а после написания знаменитого письма вовсе в изнеможении засыпает вниз головой и кверху задом на тюке сена.

В спектакле Фогелева присутствует ещё один забавный герой – Неонегин (Алексей Мосолов). С микрофоном, как бы в роли ведущего и на время перебравшись в директорскую ложу, Неонегин зачитывает тексты, а в конце ещё мимоходом берёт на себя обязанности Гремина (в программке он не указан), мужа Татьяны. И всё происходит под тоскливое бормотание и небывало претенциозное дефилирование главного действующего лица. Естественно, «украшают» нескончаемую заунывную процессию кадры крупного плана Арсения Владимировича.

Увы, всё это мы видели и перевидели у других режиссёров. Но попытавшись поиграть, так сказать, в холодновато-отстранённую эстетику, напоминающую театр Римаса Туминаса, наш постановщик показал совершенное невладение искусством мизансцены, которое у Туминаса виртуозное, почти балетное, неумение работать с пространством – у Туминаса пустота дышит и пульсирует, неспособность работать с актёрами. А главное – он ничему не учится и, кажется, решил, что им любой материал по плечу.

Из краснодарского «Онегина» ушли, возможно, повторюсь, «высокая поэтическая простота», остроумие, мысль, сокровенность, щемящая грусть, боль, как испарилось чудо из того же дивного сна Татьяны, воспроизведённого отчего-то дважды (когда актриса блукала по пустой сцене и во время именин).

«Воздушной громадой» Анна Ахматова называла произведение, и на самом деле роман в стихах поражает своим парением, невесомостью, я бы сказал, замысловатой ажурностью. Но у Фогелева этого ничего нет, одним словом, случился Неонегин! Берёшь роман в руки, и с ним не хочется расставаться, спектакль досматриваешь с огромным трудом…

Фото от Юлии Марининой

Ещё вопросы возникают к программке, которую читать можно только с увеличительным стеклом. Мне она напомнила распространённую у окулистов таблицу Сивцева для проверки остроты зрения. Но если на глаза можно прицепить оптику, то на внутреннее зрение очки не наденешь…

Обсудить в группе Telegram

Александр Геннадьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS