Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2025 г.
  4. № 37 (7001) (17.09.2025)
Телеведение

Неожиданный Каверин

Продолжаем анализ военных фильмов, вышедших за последние годы

18 сентября 2025
Марина Ворожищева и Юрий Борисов в фильме «Семь пар нечистых»

Александр Кондрашов

Лента по повести Вениамина Каверина «Семь пар нечистых» режиссёра Кирилла Белевича (при участии Юрия Ильина), показанная на НТВ шесть лет назад, но пропущенная нами (сейчас восполняем пробел), интересна во многих отношениях. Во-первых, она хорошо сделана, напоминает лучшие советские фильмы о войне; также в ней очень хорошо играют актёры (и главные роли, и эпизодические); в-третьих, она интересна той большой работой, которая проведена с первоисточником.

В последнее время мы часто возмущаемся тем, как сценаристы «улучшают» известные литературные произведения. Когда дописывают «по мотивам», ломая для смотрибельности не только сюжетные линии, но и – самое отвратительное – суть авторской истории. Совсем недавно мы писали, как изуродовали «Доктора Веру» Бориса Полевого в одноимённом сериале и «Момент истины» Владимира Богомолова («Операция «Неман»). В «Семи парах...» нет спекуляции на популярности произведения – повесть Каверина 1961 года малоизвестна. Спасибо создателям сериала, что вспомнили о ней, а сценаристы Михаил Беленький, Юрий Беленький и Сергей Калужанов нашли в ней ресурс для создания динамичной кинокартины. Те «отсебятины», что они внесли в каверинскую историю, в отличие от сценарного беспредела в упомянутых экранизациях, хотя и весьма существенны, но не спекулятивны и вполне резонны. Они кардинально добавили остроты и действия в сюжет повести, сохранив и развив её основную мысль: война, внешний враг заставляют забыть о внутренних распрях, общая беда позволяет понять, кто на самом деле враг. 

У Каверина большая часть действия происходит на судне «Онега», перевозившем в канун войны из Мурманска на границу военные грузы и зэков, которые должны были участвовать в строительстве пограничных укреплений. Среди них были такие, которые планировали перебить охрану, захватить судно и заставить экипаж идти в Норвегию. В книге это только планы, осуществить которые не удалось, даже попытки не было, в фильме же была. Уголовники на какое-то время даже захватывают судно, но экипажу удаётся восстановить контроль над «Онегой». После того как немецкие истребители стали обстреливать судно, а моряки из пулемёта – бить по врагу и восставшим зэкам, уголовники перебрались на ялик и попытались на нём уйти к врагу, но большая часть зэков вместе с командой участвовала в спасении корабля, получившего пробоину. Получилась захватывающая военно-криминальная драма, в которой появилась и пронзительная лирическая линия.

У Каверина герои только вспоминают о своих любимых, а среди женщин на «Онеге» в книге только повариха, в кинокартине же появилась полнокровная главная героиня, военврач Нина, которую сильно и трогательно сыграла Марина Ворожищева (шесть лет назад мы отмечали её работу в сериале «Заступники»). В неё ещё при посадке на «Онегу» влюбляется простодушный лейтенант Сбоев. Потом во время бунта военврача пытаются взять на распыл уголовники, но Сбоев и другие моряки её спасают, что становится важной частью сюжета. Кроме Нины многие персонажи тоже полностью придуманы, а каверинские не совсем такие, как в первоисточнике, но все – живые, правдоподобные, сомнений и недоверия не вызывающие. Да, немного другой Сбоев. В исполнении Юрия Борисова он превратился в обаятельнейшего, немного наивного и смешного, но безусловно героического парня. Эта роль в родном, так сказать, амплуа Борисова (героя-простака) – одна из его лучших. Да, актёр не только талантливый, но и разноплановый, однако, когда он играет интеллектуала или матёрого уголовника, я всё же могу представить кого-то другого, кто мог бы сыграть не хуже (про его Пушкина в «Пророке» и марксиста в «Серебряных коньках» мы писали), а вот в роли архетипического русского морячка, эдакого Иванушки-дурачка он бесподобен. Немного другой в сравнении с каверинским первоисточником и капитан «Онеги», но у Василия Мищенко он получился и достоверным, и убедительным, а главное – героическим и самоотверженным. Так же, как и старпом (Максим Битюков), и кок-армянин (Микаэл Джанибекян), придуманный сценаристами, и все другие эпизодические персонажи. Среди зэков запомнились персонажи, сыгранные Тимофеем Трибунцевым, Михаилом Евлановым, Бесо Гатаевым, Евгением Куршинским и другими.

Получилось многослойное кинопроизведение, которое тянет на сериал. Хотелось узнать, как до начала войны жили персонажи: Нина, Сбоев, капитан «Онеги», кок, старпом, зэки... – заявлено очень много интересных характеров. Не знаю, из-за чего (ограниченности метража или бюджета) действие утрамбовано в час с небольшим. Из-за этого многое недосказано или сказано сумбурно, в спешке – вот единственный недостаток фильма. Однако притом что создатели позволили себе «много лишнего» – того, чего у Каверина нет, здесь тот редкий случай, когда литературное произведение, сохранив авторский дух, обрело неожиданно мощное новое дыхание.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Улыбка победившего строя

    17.09.2025
  • Геологини

    12.09.2025
  • Фэнтези-пазл

    11.09.2025
  • О врачах-убийцах

    10.09.2025
  • Марлен Хуциев: последняя экспедиция на Кавказ

    31.08.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS