«Опасный поворот» Дж. Пристли в Театре им. Вл. Маяковского
Три четверти века назад никому неведомый прежде британский журналист Джон Пристли сочинил свою первую оригинальную пьесу «Опасный поворот». В 1939 году её поставил Григорий Козинцев в Ленинградском театре Комедии. С той поры к этой пьесе неоднократно обращались разные театры, а в 70-е годы – и отечественное телевидение. Однако тот первый опыт акимовского театра, которому сегодня исполняется без малого семь десятилетий, остаётся поистине незабываемым, связанным с именами Лидии Сухаревской, Ирины Гошевой, Елены Юнгер, Бориса Тенина и других замечательных мастеров. Театральные легенды тем и прекрасны, что не подвластны веяниям времени и сохраняются в воспоминаниях современников, фотографиях, афишах и программах...
Сергей Арцибашев занял в последней премьере Театра имени Вл. Маяковского в основном актёров среднего поколения. То ли режиссёру захотелось дать им возможность заявить о себе в полный голос, то ли просто так получилось, но в любом случае спектакль заслуживает того, чтобы его увидеть. Семь ролей оказались равны семи актёрским удачам. Разработка характеров не вступает в антагонистические противоречия с развитием детективного сюжета, а, напротив, подпитывает его психологическими нюансами. В пьесе Пристли не происходит отчётливого деления героев на положительных и отрицательных. В каждом из них есть разное. Но автор, а следом за ним и театр прекрасно осознают, что все действующие лица если и не принадлежат к одному имущественному слою, то, безусловно, стремятся к этому любой ценой, не останавливаясь в выборе средств – от элементарного воровства до гнусного оговора.
Опасный поворот – это всего лишь попытка откровенного разговора в узком кругу людей, связанных любовными, деловыми или родственными отношениями. Внешне все они вполне благопристойны, но на поверку оказываются чудовищами корыстными и лицемерными.
В данном случае одна из наиболее сложных задач состояла в том, чтобы мы изначально поверили, будто это сравнительно небольшое собрание и есть прообраз благополучного общества, в котором люди не только умеют носить платье, но и вести себя подобающе, как настоящие леди и джентльмены. Ведь никто не виноват в том, что попытка сказать правду и станет на самом деле для каждого из семерых «опасным поворотом» – и для Роберта – Анатолия Лобоцкого, казалось бы, наиболее уравновешенного и здравого, и для его жены Фреды – Олеси Судзиловской, изначально отмеченной особой скорбью, и для Чарльза – Даниила Спиваковского, не без оснований опасавшегося откровенного разговора, и для Олуен – Натальи Коренной – объективно ни в чём не виноватой, но всё же убийцей насильника Мартина, и для Гордона – Сергея Загребнева, неврастеника и любовника Мартина, и для Бетти – Марии Костиной, внешне самой прелестной, но по сути такой же страшной, как и все остальные, и для Мод – Надежды Бутырцевой, которой только как будто бы ни до чего нет дела...
Спектакль начинает жизнь, и, надо думать, со временем из него уберутся случайные паузы, появится большее напряжение, без которого иногда тормозится детективный сюжет, словно кто-то опаздывает на выход или забывает вовремя подать реплику. Сейчас он длится немногим более двух часов с антрактом, но представление безусловно выиграет, если за счёт более напряжённого темпа и ритма оно сократится хотя бы на 10–15 минут...
Справедливости ради надо отметить, что художник Владимир Арефьев, музыкальный оформитель Виолетта Негруца и балетмейстеры Алексей Молостов и Наталья Гаранина сделали всё возможное, чтобы замысел режиссёра С. Арцибашева был реализован наиболее полно. Чтобы ни у кого не возникало сомнений в актуальности проблем, затронутых автором. И зрительный зал, на мой взгляд, по достоинству высоко оценил общие усилия создателей спектакля.