Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Неожиданный поворот правды

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

«Опасный поворот» Дж. Пристли в Театре им. Вл. Маяковского

Даниил Спиваковский (Чарльз)Три четверти века назад никому неведомый прежде британский журналист Джон Пристли сочинил свою первую оригинальную пьесу «Опасный поворот». В 1939 году её поставил Григорий Козинцев в Ленинградском театре Комедии. С той поры к этой пьесе неоднократно обращались разные театры, а в 70-е годы – и отечественное телевидение. Однако тот первый опыт акимовского театра, которому сегодня исполняется без малого семь десятилетий, остаётся поистине незабываемым, связанным с именами Лидии Сухаревской, Ирины Гошевой, Елены Юнгер, Бориса Тенина и других замечательных мастеров. Театральные легенды тем и прекрасны, что не подвластны веяниям времени и сохраняются в воспоминаниях современников, фотографиях, афишах и программах... 

Сергей Арцибашев занял в последней премьере Театра имени Вл. Маяковского в основном актёров среднего поколения. То ли режиссёру захотелось дать им возможность заявить о себе в полный голос, то ли просто так получилось, но в любом случае спектакль заслуживает того, чтобы его увидеть. Семь ролей оказались равны семи актёрским удачам. Разработка характеров не вступает в антагонистические противоречия с развитием детективного сюжета, а, напротив, подпитывает его психологическими нюансами. В пьесе Пристли не происходит отчётливого деления героев на положительных и отрицательных. В каждом из них есть разное. Но автор, а следом за ним и театр прекрасно осознают, что все действующие лица если и не принадлежат к одному имущественному слою, то, безусловно, стремятся к этому любой ценой, не останавливаясь в выборе средств – от элементарного воровства до гнусного оговора. 

Олеся Судзиловская (Фреда) и Анатолий Лобоцкий (Роберт)  фото: Валентин БЕЛЯНЧЕВОпасный поворот – это всего лишь попытка откровенного разговора в узком кругу людей, связанных любовными, деловыми или родственными отношениями. Внешне все они вполне благопристойны, но на поверку оказываются чудовищами корыстными и лицемерными. 

В данном случае одна из наиболее сложных задач состояла в том, чтобы мы изначально поверили, будто это сравнительно небольшое собрание и есть прообраз благополучного общества, в котором люди не только умеют носить платье, но и вести себя подобающе, как настоящие леди и джентльмены. Ведь никто не виноват в том, что попытка сказать правду и станет на самом деле для каждого из семерых «опасным поворотом» – и для Роберта – Анатолия Лобоцкого, казалось бы, наиболее уравновешенного и здравого, и для его жены Фреды – Олеси Судзиловской, изначально отмеченной особой скорбью, и для Чарльза – Даниила Спиваковского, не без оснований опасавшегося откровенного разговора, и для Олуен – Натальи Коренной – объективно ни в чём не виноватой, но всё же убийцей насильника Мартина, и для Гордона – Сергея Загребнева, неврастеника и любовника Мартина, и для Бетти – Марии Костиной, внешне самой прелестной, но по сути такой же страшной, как и все остальные, и для Мод – Надежды Бутырцевой, которой только как будто бы ни до чего нет дела... 

Спектакль начинает жизнь, и, надо думать, со временем из него уберутся случайные паузы, появится большее напряжение, без которого иногда тормозится детективный сюжет, словно кто-то опаздывает на выход или забывает вовремя подать реплику. Сейчас он длится немногим более двух часов с антрактом, но представление безусловно выиграет, если за счёт более напряжённого темпа и ритма оно сократится хотя бы на 10–15 минут... 

Справедливости ради надо отметить, что художник Владимир Арефьев, музыкальный оформитель Виолетта Негруца и балетмейстеры Алексей Молостов и Наталья Гаранина сделали всё возможное, чтобы замысел режиссёра С. Арцибашева был реализован наиболее полно. Чтобы ни у кого не возникало сомнений в актуальности проблем, затронутых автором. И зрительный зал, на мой взгляд, по достоинству высоко оценил общие усилия создателей спектакля. 

Борис ПОЮРОВСКИЙ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS