Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2016 г.
  4. № 20 (6553) (25.05.2016)
Искусство Культура

«Неплохо пел! Дай бог так-то всякому!»

Выпуск 9

25 мая 2016
Фёдор Шаляпин у могилы своего учителя Д.А. Усатова на Ялтинском Иоанна-Златоустовском кладбище (ныне Поликуровский мемориал)

В сентябре 1898 года группа артистов Частной русской оперы, в составе которой были Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов, выехала из Москвы в концертную поездку в Крым. Это было их первое знакомство с удивительным полуостровом.

Газета «Крымский курьер» 18 сентября 1898 года отмечала, что на концерте, проходившем в городском театре Ялты, Шаляпин продемонстрировал чудное владение своим замечательно мягким и красивым голосом… «Это певец-художник в самом серьёзном значении этих слов… Какая видная будущность предстоит этому замечательному таланту, если в такие молодые годы он уже представляет собой не сырой материал, а законченного художника…»

Фёдору Шаляпину тогда было всего 25 лет. И эти газетные строки, пожалуй, были первым признанием его таланта. Аккомпанировал ему в этом концерте другой будущий гений музыкальной культуры – молодой пианист Сергей Рахманинов. А среди слушателей в театре присутствовал Антон Павлович Чехов. Через пять дней повторный концерт в ялтинском театре прошёл с таким же успехом, программа его была составлена очень интересно и разнообразно. Публика устроила Шаляпину шумную овацию и преподнесла лавровый венок.

Спустя четыре года в начале апреля Фёдор Шаляпин приехал в Ялту, в гости к Максиму Горькому на дачу «Нюра», в Нижний Мисхор. В доме А.Н. Алексина он пел романсы А. Гольденвейзера. Вместе с Горьким навестил А.П. Чехова, где встретился с Буниным, Скитальцем, Суляржицким, Немировичем-Данченко, Спендиаровым. Много пел под аккомпанемент Марии Павловны Чеховой.

В апреле 1909 года, после успешных гастролей в Киеве, Фёдор Иванович на несколько дней приехал в Гурзуф к находящейся там семье. А в июле 1913 года в письме к дочери Ирине из Франции он признаётся: «Боже мой, как мне надоело разъезжать и петь, – с каким нетерпением я жду, наконец, 27-го здешнего августа, когда я кончу все мои обязательства по театрам и смогу приехать к вам!!!» Это желание осуществилось только в сентябре, после окончания переговоров с конторой императорских театров относительно его выступлений в Москве. В Крым он ехал, взяв с собой клавир «Сказки о царе Салтане», решив здесь подготовить партию Салтана, думая, что в октябре сможет исполнить её в Большом театре. В Гурзуфе Шаляпин отдыхал на даче Константина Коровина. Сюда пришло сообщение о том, что он удостоен звания солиста английского короля в связи с колоссальным успехом его выступлений в Лондоне.

Вместе с радостной вестью была и другая – печальная. Ушёл из жизни близкий ему человек, друг и единственный учитель Дмитрий Андреевич Усатов, живший в Ялте (сохранилось два здания, связанных с его именем: на улице Екатерининской и в Партизанском переулке, ждущих установления мемориальной доски). 11 сентября Шаляпин посетил могилу Д.А. Усатова на Иоанно-Златоустовском кладбище (ныне Поликуровский мемориал), о чём свидетельствует любительская фотография ученика у могилы учителя.

На ней мы видим задумавшегося Фёдора Ивановича. Возможно, он вспоминал своё знакомство с учителем, о чём часто рассказывал друзьям. Вот отрывок из этих воспоминаний, переносящий нас в далёкий 1892 год: «В день отъезда из Тифлиса я вдруг решил: «Пойду к Усатову! Чем я рискую?» …Он пригласил меня в зал, сел за рояль и заставил сделать несколько арпеджий. Голос мой звучал хорошо. «Так. А не поёте ли вы что-нибудь оперное? Так как я воображал, что у меня баритон, то предложил спеть арию Валентина. Но, когда, взяв высокую ноту, стал держать фермато, профессор, перестав играть, пребольно ткнул меня пальцем в бок. Я оборвал ноту. Наступило молчание. Усатов смотрел на клавиши, я – на него и думал, что всё это очень плохо. Пауза была мучительная. Наконец, не стерпев, я спросил: «Что же, можно мне учиться петь?» Усатов взглянул на меня и твёрдо ответил: «Должно». Сразу повеселев, я рассказал ему, что вот собираюсь ехать в Казань петь в опере, буду получать там 100 рублей; за пять месяцев получу 500 рублей: сто проживу, а четыреста останется, и с этими деньгами я ворочусь в Тифлис, чтобы учиться петь. Но он сказал мне: «Бросьте всё это! Ничего вы не скопите! Да ещё едва ли и заплатят вам! Знаю я эти дела! Оставайтесь здесь и учитесь у меня. Денег за учение я не возьму с вас». Я был поражён. Впервые видел я такое отношение к человеку…»

30-1-16.jpg30-2-16.jpg
Дмитрий Андреевич Усатов Фёдор Шаляпин

В доме Усатова всё было необычно для Фёдора Шаляпина, сына выходца из крестьян, канцелярского служащего Казанской уездной земской управы: мебель, картины, паркетный пол, чай с бутербродами, которые готовила жена учителя Мария Петровна. В октябре 1892 года состоялось открытие Тифлисского музыкального кружка, организованного Усатовым. Он ставил сцены из опер «Борис Годунов», «Опричник», «Русалка». И Шаляпин впервые выступал в концертах.

Но вернёмся в Гурзуф конца сентября 1913 года. Отдых на даче Коровина закончился для певца несколько неожиданно и печально. Он решил покататься на шлюпке по морю. Набежавшая волна опрокинула Шаляпина, и он очутился в воде. Немедленно на помощь подъехали лодочники. Промокшего до костей певца привезли к Коровину. В Москву полетела телеграмма о том, что у Фёдора Иваниовича в связи с простудой осложнилась болезнь почек и он в течение недели должен будет оставаться в Гурзуфе. А 22 октября Шаляпин уже играл в «Борисе Годунове» в Большом театре.

Шли годы. К Шаляпину пришли мировое признание и слава. Но он не переставал помнить о Крыме. В мае 1916 года он писал дочери Ирине в Ялту о своих планах на лето, связанных с отдыхом на Кавказе и с началом работы над автобиографией в Крыму совместно с А.М. Горьким.

Отдохнув и подлечившись в Ессентуках и Кисловодске, 19 июня 1916 года Шаляпин вновь приехал в Крым. Поселился в имении Г.К. Ушкова в Форосе. И вместе с ранее приехавшим туда А.М. Горьким приступил к работе над автобиографией. Отсюда через десять дней он сообщил Ирине в Ялту: «Жду с нетерпением воскресенья, чтобы поехать к вам… Каждый день купаюсь и очень усиленно работаю с Алексеем Максимовичем, с которым вместе, может быть, и приедем к вам в гости. Работа идёт, кажется, недурно, и вы прочитаете, может быть, в будущем интересную книжку вашего папули».

Шаляпин приехал в Гурзуф и отдыхал с семьёй в имении Ольги Михайловны Соловьёвой Суук-Су, на даче «Орлиное гнездо» (ныне территория «Артека»). Имя владелицы богатейшего имения связано с широко распространённой легендой о том, что она, тронутая пением артиста на пикнике у Медведь-горы, якобы подарила ему скалу, и поныне известную как Скала Шаляпина. На самом же деле, как утверждают авторы «Летописи жизни и творчества Ф.И. Шаляпина» (Л.: Музыка, 1985), Шаляпин купил эту скалу у Соловьёвой, чтобы воплотить свою идею о постройке Замка искусства, где он мечтал обучать «даровитую и серьёзную молодёжь». По заказу Шаляпина его друг архитектор И.А. Фомин ещё в 1915 году выполнил проект замка в полном соответствии с замыслом артиста. Однако начатое строительство вскоре было прервано в связи с революционными событиями 1917 года.

30-4-16.jpg
Ирина Фёдоровна Шаляпина (справа) 
и Надежда Алексеевна Пешкова 
(невестка А.М. Горького)

О том, как проходил этот год для семьи Шаляпиных, автору этих строк рассказывала дочь певца, Ирина Фёдоровна Шаляпина, отдыхавшая вместе с невесткой А.М. Горького, Надеждой Алексеевной Пешковой, в санатории «Нижняя Ореанда» в ноябре 1969 года. Вот запись этого рассказа.

«Летом 1917 года мы опять приезжали в Крым, жили на даче в Нижнем Мисхоре. На днях я там была, теперь это коттедж санатория «Коммунары». Рядом с нами жили Чеховы – Мария Павловна с братом Михаилом и племянниками. К ним на беленькую уютную дачу «Чайка» любил заходить Шаляпин. Недалеко от Чеховых жил Сергей Васильевич Рахманинов. Он часто бывал у нас. И дом наполнялся чудесными звуками. Все мы испытывали огромное удовольствие от его игры… В конце садика, над морем, находилась наша любимая скамейка, где часто можно было видеть отца. Однажды к нему приехали матросы из Севастополя. По просьбе моряков Черноморского флота он занялся подготовкой грандиозного благотворительного концерта. На военных кораблях отбирал певцов для хора, проводил с ними серию репетиций. Концерт проходил на Приморском бульваре в пользу Севастопольского клуба флота и армии, общества народных университетов и комитета Союза инвалидов.

В финале прозвучала «Песнь революции». Он стоял в матросской форме с красным стягом в руках впереди хора и оркестра, всей мощью, всей силой своего таланта зовущий граждан к единению и победе над врагом, над тираном. Весь сбор от концерта пошёл на просветительские нужды флота. Летом 1918 года наша семья приехала в Ялту, но уже без отца. Время было тревожное. Националистические эскадронцы хозяйничали в городе…»

Ирина Фёдоровна вспоминала о приходе в Ялту из Севастополя миноносца «Гаджибей». Семья Шаляпиных в это время жила в доме композитора Спендиарова. От выстрелов миноносца содрогался весь дом. Эскадронцы отступали в горы. Жена Шаляпина обратилась в ревком с просьбой разрешить ей и детям выехать в Севастополь. Командование флота выдало им документы с припиской: «Оказывать всяческое содействие». Эти документы Ирина Фёдоровна позже передала в Музей Черноморского флота. Как самую дорогую реликвию хранила она и небольшой документальный фильм из семейной хроники.

Мне удалось посмотреть его и ощутить живую нить, идущую из века в век, видя с экрана живых Шаляпина, Горького, Коровина, Рахманинова. И сидящую рядом в зале дочь великого певца, конец жизни которого был печален. Он слушал пластинки, слушал самого себя со слезами на глазах, бормоча: «Неплохо пел! Дай бог так-то всякому!»

Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938 года в возрасте 65 лет. В возвращениИ его праха на Родину немалую роль сыграли два человека, любящие певца и Крым, – писатель Юлиан Семёнов и барон Эдуард фон Фальц-Фейн.

Татьяна БАРСКАЯ, лауреат Литературной премии им. А.П. Чехова, ЯЛТА

Фото из архива автора

Тэги: Крым
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Америка многим обязана России»

    27.08.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно. Часть вторая

    12.07.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно

    26.06.2022
  • Государство будет крепче

    28.03.2022
  • Пора закончить долгий спор с Европой

    17.03.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно

    140 голосов
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно. Часть вторая

    114 голосов
  • Писатели против Тотального диктанта

    105 голосов
  • Наталья Поклонская: „Не надо марать святыни!“

    80 голосов
  • Россия отстает от мирового «поезда»

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS