В пятый раз на сцене Иркутского академического драматического театра им. Охлопкова прошли традиционные Литературные встречи «Этим летом в Иркутске – 2011». Ниточка духовных связей, зародившихся пять лет назад, тянется от года к году и просит продолжения. Примечательно, что этот проект проходит при активной поддержке руководства областной администрации г. Иркутска.
Первый вечер «Литературных встреч» открывал писатель Владимир Карпов. Рассказывал о поисках своего места в жизни, о том, как вначале, не уверенный в своём литературном даре, решил ехать в Ленинград учиться «на артиста». Поступил в ЛГИТМиК, окончил его и даже некоторое время работал по распределению в Челябинском ТЮЗе, а тем временем постоянно писал рассказы и повести, которые отсылал в разные журналы. Его попытки были небезуспешны. Несколько рассказов были замечены, высоко оценены и опубликованы в журналах «Звезда» и «Москва». Их одобрили Виктор Астафьев и Василий Белов. Кем только Карпов не работал и где только не был: в Чувашии, Казахстане, Киргизии, судьба забросила даже в Якутию, где он знакомится с геологами, алмазодобытчиками. В результате появился роман «Танец единения душ». В 2003 году роман был удостоен «Большой литературной премии» России, русским драматическим театром г. Якутска по нему поставлен спектакль. А ранний рассказ Карпова «Я могу хоть в валенке дышать» вошёл в антологию «Шедевры русской литературы XX века».
Второй вечер продолжил изумительный рассказчик, блистательный интеллектуал, архитектор и реставратор Александр Сёмочкин. На своей малой родине, в Выре, что в Ленинградской области, он в свободное от работы время двадцать лет по архивным чертежам и собственной генетической памяти возрождал из небытия старинное подворье – Дом станционного смотрителя. Трудом одного человека создавался уникальный музей литературного персонажа – пушкинского Самсона Вырина. А когда музей уже начинал оформляться, местные жители одушевили его музейную экспозицию – понесли Сёмочкину всё, кто что смог найти на своих чердаках и в чуланах: стол Петровской эпохи, дорожные сундуки, саквояжи, часы, каретный фонарь…
Затем Сёмочкин задался целью воссоздать усадьбу Владимира Набокова. Основал в п. Рождествено сначала уголок писателя в краеведческом музее, а потом, когда дом Набокова частично уже был восстановлен его неимоверными усилиями и трудами, случился пожар, и дом практически сгорел, причём самым мистическим образом – в день рождения Набокова. Другой бы плюнул на всё, опустил руки. Но это не в характере Сёмочкина! И он снова всё начал с нуля, сам взял топор и с бригадой таких же фанатов воскресил дом до последней колонны и флагштока, буквально заново вдохнул в эту усадьбу жизнь. И это в те 90-е годы, когда в стране царили послеперестроечная разруха и полное неверие в завтрашний день.
Когда усадьба вновь начала принимать посетителей, приезжал из-за границы сын Набокова, Дмитрий. Поглядел и не понял, как можно было вывести силой одних только человеческих рук да детской лебёдки «Пионер» эти могучие цельные балки, эти стволы колонн! И уж тем более было бы ему непонятно, если б ему сказали, что бригада и сам директор Сёмочкин не получали зарплаты по четыре месяца и более. Сам же Александр Александрович смотрел на это философски и повторял только одно: «Господь всегда даёт ношу по силам».
Наверное, многие в 2010 году по каналу «Россия» смотрели цикл программ под названием «Имя Россия», где тот или иной общественный, политический, государственный деятель представлял выдающихся для России личностей, живших в разные эпохи. Великого поэта А.С. Пушкина, как и положено, представлял поэт Юрий Кублановский. Это и был наш третий гость.
Он говорил не спеша, оттачивая и как бы взвешивая слово. Тембр голоса его был очень красив и благороден. Конечно, на вечере звучало много стихов, кстати сказать, читает их Кублановский великолепно – благозвучно, с тонировкой, ярко, образно. Особенно тронуло его «Евразийское»:
Существую сам, а не по воле
исчисляемых часами дней.
А окрест – непаханое поле,
поле жизни прожитой моей…
И так же, как на двух предыдущих «Встречах», к поэту шли зрители за автографами. А он стоял растроганный и говорил, что приходится много выступать в разных залах по стране, но залы небольшие, камерные, трудно сейчас на поэтический вечер собрать большую аудиторию. Но здесь, в Иркутске, публика его потрясла тем, что зал театра был заполнен, что он увидел неподдельный интерес горожан к этому празднику литературы.
Четвёртый вечер «Литературных встреч» открывал известный режиссёр документального кино, сценарист и продюсер, заслуженный деятель искусств, профессор ВГИКа Сергей Мирошниченко. Он обладатель и лауреат большого числа различных телевизионных премий и наград, таких как «Ника», «Тэфи», Гран-при американской телевизионной академии «Эмми», Британской киноакадемии, и др. Зарубежные и российские критики давно и справедливо причисляют его к классикам документального кино. Два фильма Мирошниченко – «Рождённые в СССР» и «А прошлое кажется сном…» вошли в мировой список классики документального кино.
В Иркутск он приехал, чтобы представить и рассказать иркутянам о своём новом фильме «Река жизни». Это фильм-прощание. С родной землёй, исконными берегами реки и тем народом, который веками жил на Ангаре. Всё это мы видим в фильме глазами трёх его героев – писателя Валентина Распутина, издателя Геннадия Сапронова и критика Валентина Курбатова. «Этот фильм, – сказал Сергей Мирошниченко, – трагический путь по реке времени и по реке жизни трёх выдающихся представителей отечественной словесности. Это – непрерывный диалог между Писателем, Критиком и Издателем о власти, о судьбе народа, об уходящей земле и об исчезающем народном Слове».
За пять лет, прошедших со времени начала «Литературных встреч», зал охлопковского театра собирает в свой круг всё больше и больше новых друзей. Те зрители, что побывали на предыдущих «Встречах», обязательно приходят вновь и приводят с собой детей, близких и знакомых. Так ширится и растёт наше духовное с ними братство, ведь атмосфера «Встреч» сближает и роднит чужих, но близких по духу людей. И, как сказал на открытии писатель Владимир Карпов: «Для чего мы приходим сюда? Что каждого из вас влечёт на эти «Литературные встречи»? Ответ очевиден: неравнодушие сердца».