У диктофона «ЛГ» – один из самых объективных книжных обозревателей рунета Владислав Толстов.
– В этом году блогу «Читатель Толстов» исполнится пять лет. Изначально сфера ваших интересов, кажется, была далека от литературы: вы – автор многих статей и книг по истории промышленного освоения Норильска и Восточной Сибири... Как возникла идея заняться обзором книжных новинок?
– В 2016 году я остался без работы. А работал до этого в муниципальной службе, маленьким чиновником в администрации. И вот когда я стал совершенно свободен, у меня появилось много незанятого времени. Я подумал, что пора затеять проект, о котором я давно мечтал, – придумать что-то такое, куда бы я мог «складывать» свои читательские впечатления. И тут мои друзья с иркутского информационного интернет-портала «Байкалинформ» предложили вести у них рубрику о книжных новинках. Название «Читатель Толстов» тоже придумали они. Тут уже было некуда отступать, и я начал писать разным литературным критикам с просьбой ответить, с чего надо начинать. Галина Юзефович единственная из всех прислала обстоятельное и очень дружественное письмо, и я поверил в свои силы. С тех пор, с 16 августа 2016 года, «Читатель Толстов» дважды в неделю, по четвергам и воскресеньям, выкладывает обзоры книжных новинок. Не было ни одного пропуска, наверно, этим можно гордиться.
Конечно, блог изменил меня как читателя. Одно дело – когда ты читаешь «просто так», для себя, и другое – когда следишь за книжными новинками. Я раньше вообще не обращал внимания, кто выпустил ту или иную книгу, а теперь понимаю, чем издательства отличаются друг от друга и чем издательская политика, скажем, «Фантом Пресс» отличается от «Рипол Классик». И вообще читать я стал больше!
– Количество произведений в публикуемых вами обзорах поражает воображение. Как удаётся охватить такой объём? Как работает читатель Толстов?
– Конечно, я не читаю все книги, о которых пишу, целиком, это физически невозможно. Какие-то книги дочитываю до конца, какие-то откладываю на потом, какие-то просто перелистываю. Рецензии в «Читателе Толстове» короткие, по 1000 знаков, нередко достаточно просто отметить, что у такого-то автора вышла новая книга. Блог «Читатель Толстов» – это мой частный проект, я за него денег не получаю и делаю его «just for fun» (ну и чтобы одним из первых читать новинки). «Читатель Толстов» – это хобби. А основное место работы у меня другое: я журналист.
Я не всеяден как читатель. Например, не пишу о книгах-бестселлерах, о которых и без меня расскажут другие обозреватели. Я пишу о книгах в тех сферах, которые мне интересны: современная проза, российская и зарубежная, книги по истории, качественный научпоп, который у нас мало кто издаёт. Добавлю ещё книги про людей творческих – биографии писателей, художников, гуманитарные исследования – вот, пожалуй, всё. Я решительно ничего не смыслю – и практически не пишу о поэзии, о фантастике, о детской литературе, о сентиментальных романах, о литературных адаптациях сериалов, о книгах из серии «Ваш сад и огород», о так называемых серийных проектах, ещё о многом. Почти не читаю книг, изданных самими авторами, хотя мне их присылают чуть ли не каждый день. Аудитория у «Читателя Толстова» небольшая – в среднем выпуск читает около 1000 человек.
– В одном из февральских постов вы признались, что рассказы – ваша «читательская слабость». Чем вас привлекает этот жанр? И часто ли сегодня издаются хорошие сборники рассказов?
– К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Все издатели говорят, что сборники рассказов продаются хуже «больших романов», и вообще у нас принято считать, что в «настоящие писатели» автора выводит только большая, обстоятельная книга. Хотя для меня именно рассказ остаётся главным критерием писательского мастерства. Рассказ – это такой концентрированный роман, где все романные линии могут быть упакованы в небольшой по объёму текст. Ну как чеховский «Ионыч» при желании можно раскатать в «большинский» роман, какой в произведении сочиняет жена Туркина. У нас в России немало отличных авторов рассказов, чьи сборники я стараюсь не пропускать: Анна Матвеева, Елена Долгопят, Ольга Аникина, Кирилл Рябов, Сергей Носов... Захар Прилепин написал великолепный сборник короткой прозы «Ополченский романс», у Романа Сенчина вышла книга «Петля», весной должна появиться книга молодого автора Ирины Москвиной «Демонология нашего района» – это я перечислил только отечественных авторов. Не так много тех, кто умеет писать рассказы, но они есть.
– Вы неоднократно подчёркивали, что не считаете себя литературным критиком. Тем не менее как обозревателя, прочитавшего большинство новинок отечественного книжного рынка, попрошу вас отметить какие-либо тенденции последних лет, которые кажутся вам важными и интересными.
– Я действительно не устаю повторять, что я никакой не литературный критик, а скромный книжный обозреватель, это несколько разные профессии. Что же до тенденций, есть хорошие, есть печальные. Хорошие – интересных книг не стало выходить меньше за те годы, что существует «Читатель Толстов». А вот печально то, что закрываются издательства, сокращаются издательские планы, книжная отрасль в целом сегодня переживает не лучшие времена.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы книжных блогов в целом? Потеснят ли они традиционную литературную критику со временем?
– Блоги никогда не заменят традиционную литературную критику – другой размах, масштаб, уровень оценки. К тому же блоги в большинстве своём – это частные проекты, авторы делают их бесплатно, из любви к чтению. Это хобби. А литературная критика всё-таки профессия, предполагающая штатную должность, соответствующее образование, трудоустройство, источник дохода. Я считаю, что блоги – это хорошее дополнение к профессиональной критике. Но говорить о том, что они заменят профессиональный литературоведческий разбор, – это всё равно что верить, будто космические ракеты можно заменить ракетами из магазина фейерверков.
– В прошлом году вы были назначены ответственным секретарём литературной премии «Национальный бестселлер». В конце января стартовал новый сезон. Как изменится премия в 2021 году? Каких сюрпризов ждать?
– Ну, говорить о результатах ещё рано, давайте подождём голосования членов Большого жюри и Короткого списка, это произойдёт в середине апреля. Но по тому, какие книги вошли в Длинный список, заметны две тенденции: стало гораздо больше, чем в прошлые сезоны, произведений, представленных не в виде рукописей. Понятно почему: многие издательства из-за кризиса перенесли сроки выпуска книг, а авторы хотят дать шанс своим текстам. И ещё: если раньше в конкурсе преобладали книги современной российской прозы, выпущенные главным издателем в этом сегменте, «Редакцией Елены Шубиной», в этом сезоне им наступают на пятки книги, которые вышли в серии «Книжная полка Вадима Левенталя». Кстати, этот импринт основан Вадимом Левенталем, которого я сменил на посту ответственного секретаря премии: он предпочёл сосредоточиться на своих издательских проектах.
А сюрпризы происходят в каждом сезоне «Нацбеста»! Я сам четыре раза был номинатором премии и три сезона отработал членом Большого жюри. «Национальный бестселлер» остаётся, на мой взгляд, наиболее интересной и прозрачной по способу выдвижения на конкурс, обсуждения и выбора победителей премий. Я сам не знаю (и никто из членов жюри, оргкомитета и спонсоров тоже не знает), какая книга в этом году станет лауреатом «Нацбеста».
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Владислав Толстов родился в Норильске в 1968 году. Окончил факультет экономики и инвестиций Ленинградского государственного университета им. Пушкина. Журналист, публицист, редактор, политический обозреватель, создатель авторских программ на норильском телевидении, автор многочисленных статей по истории промышленного освоения Норильска и Восточной Сибири. Автор книг: «Дни и ночи Медного», «Летопись Норильска», «Мы жили в эпоху перемен», «Герои земли Тверской» и других. С 2016 года ведёт книжный блог «Читатель Толстов». Живёт и работает в Твери.
Топ-5 книг 2021 года от «Читателя Толстова»
Стивен Кинг. «Будет кровь» («АСТ»). Новая книга Стивена Кинга, который уже не впервые обещает больше ничего не писать, но, по счастью, обещания не выполняет.
«Наследие капитана Флинта» («Азбука-Аттикус»). Под одной обложкой собраны многочисленные «приквелы», «вбоквелы» и «сиквелы» «Острова сокровищ» – всем, кто в детстве читал роман Стивенсона, эту книгу непременно надо иметь в библиотеке.
Олег Стрижак. «Мальчик» («Городец – Флюид ФриФлай»). Максимально полное и комментированное издание одного из главных русских романов ХХ века, первое издание которого в 90-е прошло почти незамеченным. Книга вышла в серии «Книжная полка Вадима Левенталя».
Антон Долин. «Твин Пикс: дневник наблюдений» (совместное издание журнала «Искусство кино» и магазина «Подписные издания»). Антон Долин открыл новый жанр – «толкование сериала»: смотрит все 50 эпизодов «Твин Пикс» и объясняет его скрытые смыслы, «пасхалки» и тёмные моменты.
Сергей Зотов. «Иконографический беспредел» («Бомбора»). Сергей Зотов, специалист по истории русской иконы, рассказывает о самых необычных, курьёзных, зловещих и забавных историях, связанных с иконописью.