Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Нержавеющий Маяковский

01 января 2007

ЗДЕСЬ ТАНЦУЮТ

Две премьеры в Камерном балете «Москва»

Сцена из балета «Барышня и хулиган»Не мною было замечено, что танцплощадки, более-менее удалённые от Большого, традиционно используются хореографами в качестве испытательных стендов для своих новых постановок. Особенно если новизна их не только хронологическая. В общем, значение балетных трупп, уступающих громадностью Мариинке или ГАБТу, переоценить сложно: оно состоит в том, что именно там совершают свои «разведки боем» художники, осмеливающиеся на эксперимент. Вне зависимости, кстати, от возраста. Главное здесь – жажда первопроходца, зуд путешественника.
Поэтому и результат поиска никогда нельзя оценивать только в категориях нравится/не нравится, хотя и его никто не отменяет – балет всё-таки. Но даже если восприятие имеет кислинку, требуется «разбор полёта». Ибо и неудачи содержат частные находки. Способные скрасить впечатление, а главное – указать на то, в каком направлении происходит (или хорошо бы, чтобы происходило) движение.
В этом смысле поиски балета «Москва» можно признать почти эталонными. (В скобках замечу, что даже его название очень похоже на Московский камерный балет, который до сих пор ассоциируется с именем Касьяна Голейзовского.) Есть в «Москве» классическая труппа, есть труппа современного танца. Что подчёркивает не только устремлённость вперёд, но и верность традициям. И, видимо, говорит о желании развивать искусство танца, опираясь на его классические основы.
Хорошо весьма, что худрук театра Николай Басин предложил нам работу Никиты Дмитриевского. Хореографа, безусловно, думающего, но к совершенству стремящегося недостаточно последовательно. Чьи работы содержат как общие недостатки всего «современного танца», так и его личные удачные находки.
Начну, пожалуй, с «генетических» проблем. Чаще всего они начинаются ещё до танца. Это визуальное и музыкальное оформление. Что касается первого, то оно почти всегда у современных хореографов программно аскетично до полного отсутствия. Что обедняет выразительность, если не преследует какие-то особые цели. Кои, как правило, не прописаны ясно, поэтому лаконизм декора часто можно отнести к недостаткам. Примерно то же касается и музыки, которая зачастую исполняет роль шумового сопровождения, «эмбиента», и, не имея собственного развития, становится по нужде декоративной – и не более. Следовательно, нам раз за разом предлагают спектакли, лишённые поддержки двух таких мощных инструментов, как музыка (не просто звук!) и живопись (графика движений остаётся).
Есть эти недостатки и в Terraclinium,e Дмитриевского. Но они исправимы легко. Нужно только понять, что кроме (даже мною) уважаемых «индустриалистов» Einsturzende Neubauten живут в современной музыке и более сильные авторы. Навскидку: Филип Гласс, чьи произведения, правда, балетмейстеры и без подсказки берут с удовольствием, или Александр Баланеску, вниманием, к сожалению, обласканный меньше.
Впрочем, пора и о танце. И вновь – от общего.
Что напрягает в работе актуальных «конструкторов танца», так это желание придумать язык, на котором не говорит никто. Отбрасывая классические коды, балетмейстер силится порой изобрести некий «ангелический язык», который способен передать его смутные интуиции зрителю без посредников. Что не всегда срабатывает, ибо язык, как коммуникационный инструмент, конвенционален, то есть строится на договорённостях, опирается на исчисление высказываний, придающее некоему синтаксическому конструкту семантически определённое значение.
Истинно «ангелический язык», лежащий вне системы, скажем, классического танца, остаётся по-прежнему один: математика. Именно геометрия способна отразить сакральный мир (область потустороннего) в посюстороннее измерение. Недаром все обрядовые танцы строились на простых (но священных!) символах геометрии, разыгранных коллективно. И именно математика в приложении к анатомии говорит с нами в характерном танце, где каждый жест несёт в себе свою причину (реакции тела на воздействия, как правило, универсальны, если лежат в докультурной, доцеремониальной области).
Поэтому танец, основанный на считывании «вечных гармоний», всегда осмыслен и «небезгласен». Тогда как движенческий произвол порождает смысловой хаос. И история, которую пытается рассказать хореограф, часто остаётся понятной только ему.
Впрочем, визуально Terraclinium Никиты Дмитриевского способен кое-где зацепить, и зацепить сильно. Уже его начало отсылает нас к знаменитому «Танцу» Анри Матисса, а статуарность поз ряда танцовщиц, одновременно фиксирующих разные фазы одного движения, впечатляет. Статика у Дмитриевского вообще всегда хороша. Сама по себе его графика заставляет порой замереть вместе с исполнителями. Хуже дело обстоит с танцевальной кантиленой, поскольку она уходит в «шоу», то есть в «танец для зрителя», что заставляет вспомнить не о метафизике, а о стриптизе (хотя ничего неприличного у Дмитриевского нет, он, пожалуй, даже подчёркнуто целомудрен). Чего ему не хватает, так это чёткого понимания своей миссии и – главное! – умения отредактировать собственный «текст». Что (между нами) всегда трудно. Буду с интересом ждать продолжения.
В свете сказанного о методе Дмитриевского разбор «Барышни и хулигана» прост и благодарен. Худрук «Москвы» решил воссоздать на сцене оригинальную версию балета Маркарьянца (возобновление Г. Будько). Наивный рассказ (либретто) Маяковского своей прозрачностью и дидактичностью выгодно отличался от Terraclinium’a, хореографический язык всецело лежал в грамматике классического и характерного танца, музыка Шостаковича не только усиливала «текст», но подчас и «сметала» его, становясь довлеющей себе величиной. Декорации были вполне реалистичны в театральном изводе. В очередной раз подумалось, что «просто» в переводе с русского на русский означает вовсе не «плохо», а буквально «прямо». В общем, «Барышня и хулиган» явился тем «балетом прямого действия», склонностью к которому (действию) отличался великий поэт Революции.
Что касается исполнения, то так ли уж важно его качество, когда речь заходит о поиске? Хотя об исполнительнице главной роли (Барышня – Саяко Такуда) можно сказать, что у нее стройные ноги, чистые линии в арабеске, а фуэте она крутит достойно (простите, это я выпендриваюсь). Хотелось бы сравнить её с Елизаветой Небесной, примой «Москвы», но сейчас я сделать это не в силах – Лизу в «Барышне» не видал.
Вечер в «Москве» для меня удался. Я увидел настоящий (хотя и небесспорный) поиск сразу в двух направлениях: попытку кодификации «имманентности» движений в (увы, пока неудачном) стремлении отразить нынешней лексикой метафизическое и поиск вдохновений и смыслов в традиции, которая ещё недавно по меркам истории была авангардом.
Стоять, в общем, нужно на двух ногах. И идти вперёд, если что, тоже на обеих. 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS