Праздников всегда ждут, особенно новогодних, они сулят что-то счастливое, радостное. Когда-то вся страна приникала к экрану в надежде, что чем-то очень смешным порадует Аркадий Райкин или новой песней Алла Пугачёва. Но в последние годы праздничным эфиром народ всё более недоволен. Дошло до того, что многие, особенно молодые люди, телевизор перестали смотреть – тем более что всё интересное, в том числе и телевизионное, можно увидеть и в смартфоне. Да, есть ещё телесобытия, сериалы, спортивные трансляции, которые объединяют нацию, и Новый год в этом смысле едва ли не последняя скрепа. Но что мы видим?
Вряд ли могут объединить всех зрителей трансляция из Вероны концерта памяти Паваротти («Культура») или бал в «Геликон-опере» (ОТР) и музыка на канале Mezzo, а тем более новогодние «Уральские пельмени» (СТС) или «Караоке Star» на ТНТ. Всё-таки, судя по рейтингам, на «скрепу» претендуют только главные каналы. И Первый, и «Россия 1» в преддверии года Свиньи очень старались. Что же они подложили зрителям под ёлку и почему их смотрели и ругали больше других?
Парадокс: уже почти тридцать лет мы живём в свободной стране, а под Новый год показать что-то сравнимое со светлыми комедиями «проклятого прошлого» нечего. Впрочем, нет, «движение вверх» отечественного кино на новогоднем ТВ обнаружило себя на «России 1», где показали сказку «Последний богатырь», и она по рейтингу – надо же! – переплюнула когда-то самый популярный проект на ТВ «Голос» (он шёл в то же время на Первом). Перезагрузка «Голосу» не помогла, шоу вырождается, несмотря на радикальное обновление состава наставников, а может быть, и благодаря ему. Шнуров ловко использовал Первый канал для самопиара, но привлёк ли новую молодую аудиторию?
Продюсеры Первого надеялись завлечь молодёжь и в «Голубом Урганте». Юные актёры, музыканты и рэперы, рождённые в 90-е, исполняли произведения, написанные в то лихое время. Популярные в молодёжной среде Иван Дорн, Гречка, Монеточка и другие делали это так, что узнать многие хиты было невозможно. Да ещё хорошие песни подавались в ироничной, издевательской манере. «Ирония убивает всё живое» – когда-то справедливо заметил Данила Козловский в «Вечернем Урганте». И был прав. Талантливые молодые актрисы Александра Бортич и Ирина Горбачёва глупо хихикали, а в финале фальшиво плакали, когда исполнялась ставшая уже почти народной песня Игоря Матвиенко и Александра Шаганова «Конь». В хор же исполнителей протиснулся какой-то клоун с наклеенным огромным ртом, который он скабрёзно разевал. Так режиссёры шоу сыронизировали, видимо, чтобы зрители, не дай бог, не приняли за чистую монету слова песни: «Я влюблён в тебя, Россия, влюб-лён». И погубили собственное шоу – рейтинг никакой.
Но Новый год всё же наступил. Отправив звёзд канала на «Седьмое небо» Останкинской башни, Первый обозначил своё превосходство. Потрясающие съёмки праздничной ночной Москвы украшали это шикарное, дорогущее шоу, но кто из певцов сильно удивил или порадовал? Нет, упаковка умопомрачительная, а внутри… всё та же попса. Сразу после поздравления президента Светлана Лобода спела (как отрезала): «Запомни, мой сладкий: все люди как люди, а я суперзвезда». Вообще многие обратили внимание на засилье на нашем экране поп-див из братской республики. Почему наше ТВ подбирает всё наиболее диковатое из Незалежной?
Досталось от зрителей и «Голубому огоньку» на «России 1». Опять одни и те же, нестареющие. Какими были 20–30 лет назад, такими и остались! Даже стали лучше. Выглядеть, не петь. И почему радовать своим вокалом должны телеведущие? Мы их любим не за это. Если всё же любим. Всё казалось фальшивым: и смех, и улыбки, и пожелания счастья. И ни одного открытия, ни одной песни, которую бы после «Огонька» запел народ. «Живи ещё хоть четверть века, всё будет так, исхода нет», и лучшим останется Юрий Антонов с хитами 70-х…
Но не всё так однозначно. Коллеги сигнализировали, что отлично справляют праздник энтэвэшники. И вправду, кто бы мог подумать, но по атмосфере лучшим новогодним шоу стал джем-сейшен русского рока «Новогодний квартирник» на НТВ. Ведущий Евгений Маргулис был радушен и искренен. Шоу кардинально отличалось от помпезного олигархического корпоратива на главных каналах. Здесь не наблюдалось приклеенных улыбок. Зато присутствовали живой звук и живой дух, тут на самом деле радовались за коллег – на сцене и в зале собрались старые друзья. Юрий Шевчук, Сергей Галанин, группы «Чайф», «Крематорий», «Мельница»... Гарик Сукачёв, исполнивший что-то своё, был куда органичнее, чем на Первом, где он пел по-французски хит Сальваторе Адамо Tombe la Neige. Пафос здесь сбивали питерские «Лицедеи», но убийственной иронии не было – была обезоруживающая самоирония.
Трогательно выглядело то, что музыкантам подпевали их друзья-актёры: Иван Охлобыстин, Андрей Мерзликин, Дмитрий Харатьян, выходившие на сцену со своими детьми. Хотя не все песни и не все исполнители нравились, но атмосфера была настолько сердечной, что всё ложилось на душу. Получился какой-то островок любви в море шоубиза. В заключительной песне, которую спел Юрий Шевчук, неожиданно актуально прозвучала фраза: «Мы на родине в плену».
А странной вишенкой на новогоднем телеторте оказался первый сериал 2019 года. «Россия 1» повторила «Родину» (адаптацию израильского сериала «Военнопленные»), где главного героя, до самого конца казавшегося отважным и честным, а на самом деле террориста, чуть не взорвавшего Мавзолей с Кремлём, сыграл обаятельный Владимир Машков. Зачем новый год начинать с апологии предательства?
А.К.