Что такое наша жизнь, если не удивительное и увлекательное путешествие? Мы берём с собой в дорогу багаж из наших воспоминаний, ощущений, чувств, знаний, ибо то, что случилось однажды, останется с нами навеки, хотим ли мы этого или нет!
Аня Горенко – «папина дочка», – даже взяв по объективным причинам фамилию бабушки, будет помнить своё босоногое детство и беседы с отцом.
Анна Ахматова – «супруга Николая Степановича Гумилёва» – даже после развода сохранит в памяти их историю сближения и отдаления, а вместе с этой историей и уважение к мужу.
Анна Андреевна Ахматова – «дурная мать» – будет отвечать перед сыном за его судьбу, хотя, пожалуй, ни одна мать не сделала для своего сына столько, сколько Анна Андреевна для своего Гумильвёнка!
«Невоспетая встреча» Н.Гороховой и А.Сылки – о жизни Анны Андреевны Ахматовой. История, рассказанная стихами и прозой, словом и телом, движением и жестом, пластикой и танцем. И это именно тот спектакль, в котором важна каждая деталь, значим каждый знак.
Основная мысль спектакля – жизнь есть путешествие – передаётся через предметный образ – чемоданы. Их довольно много на сцене: вместительные и не особо, они словно напоминают нам о том, что у каждого есть свой багаж, свой жизненный опыт, от которого невозможно освободиться и который мы берём с собой в завтрашний день. Эти чемоданы в одно мгновение превращаются вдруг в крупные камни приморья, по которым так любила гулять юная особа по имени Аннушка.
Через какое-то время эти же чемоданы превращаются в сиденья вагона поезда, который следует в Париж, где произойдёт встреча Ахматовой со знаменитым художником Амадео Модильяни.
Наступит 1941 год, и эти же чемоданы вдруг превратятся в ленинградские жилые дома и общественные здания, которые будут подвергаться многочисленным регулярным бомбёжкам и обстрелам. Многочисленные потери, гибель множества русских людей – чемоданы превращаются в памятники-монументы, установленные в честь героев.
Сюжет спектакля – «сюжет-ожерелье», нить судьбы, а каждый эпизод – отдельная бусина, которая на эту нить нанизана.
Может быть, кому-то сюжет покажется несколько схематическим и условным, но это лишь потому, что у памяти есть некое особое свойство, о котором сама Анна Андреевна говорила следующее: «Всякая попытка связных мемуаров – фальшивка. Ни одна человеческая память не устроена так, чтобы помнить всё подряд... Память, как прожектор, освещает отдельные моменты, оставляя вокруг неодолимый мрак. При великолепной памяти можно и должно что-то забывать...» Именно поэтому мне кажется, что о спектакле можно сказать словами самого поэта – это «несколько вспышек памяти»!
Хочется отметить пластический и хореографический язык спектакля и работу хореографа Маргариты Бахитовой. Тело актёров в этой постановке становится инструментом, который передаёт очень и очень многое. И через танец, и через движения, которые соединяют два пространства и две души.
Танец и движения. И если под танцем я понимаю то, как сделана сцена «соединения» и «сближения» Ахматовой и Гумилёва, то под телесностью и физикой я понимаю историю Ахматовой и Модильяни и сцену, которая до сих пор продолжает жить в моём воображении: Лев Николаевич Гумилёв в лагере, он стучит эмалированной кружкой по чёрной стене, как будто бы забивает в неё гвозди, каждый удар отзывается физической болью.
Героиня на глазах у зрителя из маленькой и наивной девочки превращается в романтичную барышню, затем в гордую девушку с непростым характером, потом в женщину, глубоко уважающую себя, а потом в мать, у которой репрессирован сын.
«Невоспетая встреча» – это спектакль про чувствование и чувства, это спектакль об исторической памяти и величии нашего русского народа, на долю которого выпали страшные и даже трагические события! Это спектакль о стойкости и мужестве женщины, человека, поэта! О том, что понимание может быть на какой-то момент потеряно, даже если речь идёт о самых близких людях! Об обидах, ошибках, заблуждениях и раскаяниях!
Это спектакль о том, что такое человеческое достоинство, и о том, как это человеческое достоинство сохранить даже в крайне сложных ситуациях!
Огромная благодарность актёрам Анастасии Сылка и Денису Чистякову за профессионализм, за их умение фактически мгновенно перевоплощаться. И спасибо режиссёру Владимиру Лаптеву, который смог создать этот удивительный спектакль с «сюжетом-ожерельем»...
Игорь Сидоров,
Владимир