Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 апреля 2022 г.
  4. № 15 (6829) (13.04.2022)
Искусство Культура

Несколько вспышек памяти

Нить судьбы Анны Ахматовой

13 апреля 2022
Диалог влюблённых поэтов

Что такое наша жизнь, если не удивительное и увлекательное путешествие? Мы берём с собой в дорогу багаж из наших воспоминаний, ощущений, чувств, знаний, ибо то, что случилось однажды, останется с нами навеки, хотим ли мы этого или нет!

Аня Горенко – «папина дочка», – даже взяв по объективным причинам фамилию бабушки, будет помнить своё босоногое детство и беседы с отцом.

Анна Ахматова – «супруга Николая Степановича Гумилёва» – даже после развода сохранит в памяти их историю сближения и отдаления, а вместе с этой историей и уважение к мужу.

Анна Андреевна Ахматова – «дурная мать» – будет отвечать перед сыном за его судьбу, хотя, пожалуй, ни одна мать не сделала для своего сына столько, сколько Анна Андреевна для своего Гумильвёнка!

«Невоспетая встреча» Н.Гороховой и А.Сылки – о жизни Анны Андреевны Ахматовой. История, рассказанная стихами и прозой, словом и телом, движением и жестом, пластикой и танцем. И это именно тот спектакль, в котором важна каждая деталь, значим каждый знак.

Основная мысль спектакля – жизнь есть путешествие – передаётся через предметный образ – чемоданы. Их довольно много на сцене: вместительные и не особо, они словно напоминают нам о том, что у каждого есть свой багаж, свой жизненный опыт, от которого невозможно освободиться и который мы берём с собой в завтрашний день. Эти чемоданы в одно мгновение превращаются вдруг в крупные камни приморья, по которым так любила гулять юная особа по имени Аннушка.

Через какое-то время эти же чемоданы превращаются в сиденья вагона поезда, который следует в Париж, где произойдёт встреча Ахматовой со знаменитым художником Амадео Модильяни.

Наступит 1941 год, и эти же чемоданы вдруг превратятся в ленинградские жилые дома и общественные здания, которые будут подвергаться многочисленным регулярным бомбёжкам и обстрелам. Многочисленные потери, гибель множества русских людей – чемоданы превращаются в памятники-монументы, установленные в честь героев.

Сюжет спектакля – «сюжет-ожерелье», нить судьбы, а каждый эпизод – отдельная бусина, которая на эту нить нанизана.

Может быть, кому-то сюжет покажется несколько схематическим и условным, но это лишь потому, что у памяти есть некое особое свойство, о котором сама Анна Андреевна говорила следующее: «Всякая попытка связных мемуаров – фальшивка. Ни одна человеческая память не устроена так, чтобы помнить всё подряд... Память, как прожектор, освещает отдельные моменты, оставляя вокруг неодолимый мрак. При великолепной памяти можно и должно что-то забывать...» Именно поэтому мне кажется, что о спектакле можно сказать словами самого поэта – это «несколько вспышек памяти»!

Хочется отметить пластический и хореографический язык спектакля и работу хореографа Маргариты Бахитовой. Тело актёров в этой постановке становится инструментом, который передаёт очень и очень многое. И через танец, и через движения, которые соединяют два пространства и две души.

Танец и движения. И если под танцем я понимаю то, как сделана сцена «соединения» и «сближения» Ахматовой и Гумилёва, то под телесностью и физикой я понимаю историю Ахматовой и Модильяни и сцену, которая до сих пор продолжает жить в моём воображении: Лев Николаевич Гумилёв в лагере, он стучит эмалированной кружкой по чёрной стене, как будто бы забивает в неё гвозди, каждый удар отзывается физической болью.

Героиня на глазах у зрителя из маленькой и наивной девочки превращается в романтичную барышню, затем в гордую девушку с непростым характером, потом в женщину, глубоко уважающую себя, а потом в мать, у которой репрессирован сын.

«Невоспетая встреча» – это спектакль про чувствование и чувства, это спектакль об исторической памяти и величии нашего русского народа, на долю которого выпали страшные и даже трагические события! Это спектакль о стойкости и мужестве женщины, человека, поэта! О том, что понимание может быть на какой-то момент потеряно, даже если речь идёт о самых близких людях! Об обидах, ошибках, заблуждениях и раскаяниях!

Это спектакль о том, что такое человеческое достоинство, и о том, как это человеческое достоинство сохранить даже в крайне сложных ситуациях!

Огромная благодарность актёрам Анастасии Сылка и Денису Чистякову за профессионализм, за их умение фактически мгновенно перевоплощаться. И спасибо режиссёру Владимиру Лаптеву, который смог создать этот удивительный спектакль с «сюжетом-ожерельем»...

Игорь Сидоров,

Владимир

 

Тэги: Анна Ахматова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда нужно платить по счёту

    21.09.2022
  • «Вы поднимете прекрасное лицо...»

    09.03.2021
  • Богема и «бомонд»

    14.10.2020
  • Тревогам вопреки

    01.07.2020
  • Цена признания

    23.06.2019
  • «Я воюю против клеветы»

    105 голосов
  • Цена признания

    45 голосов
  • Богема и «бомонд»

    37 голосов
  • «Ахматова? Она ж русская!»

    34 голосов
  • Восемнадцатое марта

    25 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS