
Александр Геннадьев
У этого актера в детстве было две мечты: стать машинистом или артистом. После школы маленький Алеша непременно бежал на железнодорожный вокзал и смотрел на проходящие поезда. Парнишке грезились дальние страны и удивительные путешествия, ему казалось, что заветный паровоз может унести в мир особенный и неведомый. Сей романтический настрой сохранился у Алексея до сих пор, он, наверное, один из последних романтиков краснодарских подмостков. Когда же к ребенку пришло осознание, что машинист лишь водит свой локомотив от участка к участку, наступило глубокое разочарование, и выбор оставался только один – сцена.
Жил тогда актер Краснодарского молодежного театра Алексей Суханов в Ухте, где оканчивал школу и откуда совершал попытки поступить в московские вузы (один раз даже сразу взяли на третий тур Щукинского училища). Но удача, увы, всё время отворачивалась. Так в его судьбе, правда, ненадолго, появился Ухтинский народный театр, коллектив с давней историей, которым до сих пор руководит Вера Михайловна Гой.
Однако столица не давала покоя, и юноша вновь отправился в первопрестольную и, сделав необычный жизненный кульбит, (Алексей всегда дружил с биологией и химией, в школе частенько брал призы на городских и республиканских олимпиадах), стал студентом медицинского института. Но после врачебных лекций дорога пролегала в театр-студию «На 5-м этаже». А в 1994 году он наконец был зачислен на театральный факультет – при Саратовской консерватории. Кстати, знаменитый вуз на Волге дал нам немало звезд экрана и сцены. Успешно отучившись на курсе Валентины Александровны Ермаковой, Алексей Суханов в 1998 году перебрался на Кубань: его и еще трех однокурсников забрал к себе Владимир Рогульченко.

С тех пор и служит в краснодарском театре. В сентябре ему исполняется 50 лет, дата круглая и определяющая многое. А если учесть, что 27 лет из них отдано одной труппе, то можно подвести определенные итоги.
Сам по себе Алексей – фигура интересная, неординарная и довольно закрытая. Подобная герметичность скорее всего и влияет на свойственную ему обособленность. То, что Суханов актер штучного порядка, очень глубокий, вечно находящийся в поиске и, возможно, недооцененный, – факт. То ли в шутку, то ли всерьез, себя он называет артистом вводов. И на самом деле сценическая жизнь складывалась и складывается так, что приходится или работать дублем, или подхватывать чью-то роль. Но по-настоящему в себя он поверил лишь после чеховской «Дуэли» – знаменитого спектакля тогдашнего главного режиссера Молодежки Владимира Рогульченко. Его дьякон – чудненький, нежный человек, и именно Владимир Дмитриевич увидел в нем это и первый отметил режиссерскую природу артиста, умение доходить до основ и работать с материалом скрупулезно, структурированно.
На самом деле любая роль Алексея выстроена с ювелирной точностью, обязательно найден интонационный окрас, пластический рисунок. Я до сих пор помню Экли, прыщавого соседа Холдена из знаменитого и одного из лучших спектаклей театра «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера режиссера Михаила Бычкова. Эпизод, фрагмент, но яркий и точный. Суханов считал и считает себя чисто характерным актером и поэтому особо не печалится из-за отсутствия главных ролей. Но в нем есть редкое умение, как говорят шахматисты, «провести партию в тонком позиционном стиле», когда игрок, порой находясь в не очень выгодном положении, в конце концов становится победителем.

Так случилось в постановке «Горе от ума» А.С. Грибоедова, где Репетилов-Суханов, да простят меня не менее талантливые коллеги Алексея, переиграл и спектакль, и самого режиссера. Выстроив роль по своему разумению и сделав всё мастерски изящно, он предъявил нам виртуозный портрет этакого горестного духа. А его трагикомический Утконос из «Звериных историй» Дон Нигро в постановке Даниила Безносова!.. Показав изгоя, он в каком-то смысле сыграл и свою суть – отшельника, затворника. И здесь режиссер и актер попали в единую цель. Вообще, каждый выход артиста на сцену, будь то роль Кузи в «Куколке» А. Аверченко режиссера Ларисы Малеванной или рассказчик в «Афазии» Александра Плотникова, где его интонация задает спектаклю определенный ритм, – это всегда внутренний интенсив, внутренний диалог, всегда верные расстановки смысловых акцентов, попадание в образ.

В жизни Алексея был и период в статусе приглашенного артиста, был и замечательный режиссерский опыт: «Балерина из фастфуда» по пьесе Светланы Баженовой с Ириной Хруль в главной роли несколько лет имела заслуженный успех. Совсем недавно мы увидели нашего героя в роли князя Мышкина в «Идиоте» Ф.М. Достоевского. Александр Гостюхин предложил нам 4-часовой трагифарс с огромной рыбой, гротеском и прочей мистерией. Насколько мне известно, материал брался как бенефисный и именно для юбиляра. И местами Суханов завораживает и гипнотизирует, другой вопрос – сама постановка неоднозначная.

Несмотря на небольшие роли, Мышкин скорее идет исключением. Жанровый диапазон артиста широк, и Алексей один из немногих, кто умеет на сцене молчать, причем более чем красноречиво. Он работает взглядом, полуулыбкой, до последнего штриха у него всё сыграно, отрефлексировано, продумано. А чтобы играть юродивых, святых, блаженных – для этого нужен, кроме мощного и тончайшего «нутра», еще и интеллект. И наш герой, безусловно, этими качествами обладает в полной мере. Мне иногда кажется, что актер постоянно находится в состоянии дуэли с собой, предъявляя своей личности серьезные претензии и обвинения. Вот только возможна ли в таком случае какая-либо сатисфакция?
Вообще, путь артиста Краснодарского молодежного театра КМТО «Премьера» может показаться странным, но это на первый взгляд. На самом деле всё подчинено своей логике – логике сердца, внутреннему миру, где он стремится к высшей правде и красоте и, как говорил Владимир Маяковский, «не разбрызгав душу, сумел, сумел донесть».