В 2022 году наша страна отметит 77-летие Победы в Великой Отечественной войне. Свидетелей тех лет с каждым годом всё меньше, но лучшие, отобранные самим временем письменные свидетельства о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю нашего народа, навсегда остались в русской словесности.
На вопросы о современном значении военной литературы отвечает митрополит Калужский и Боровский Климент.
– Ваше Высокопреосвященство, в своём недавнем выступлении на круглом столе «Современная русская литература о Великой Отечественной войне» вы упоминали писателей и поэтов золотого фонда военной литературы: Михаила Шолохова и Виктора Курочкина, Константина Симонова и Александра Твардовского. Изменилось ли воспитательное значение и восприятие их произведений сегодня?
– В этом году исполняется тридцать лет с тех пор, как перестал существовать Советский Союз, но лучшие образцы литературы, созданные писателями, обращавшимися и обращающимися к теме войны, продолжают служить примерами действенной любви к Отечеству для новых и новых поколений.
Конкурс «Лето Господне» имени Ивана Сергеевича Шмелёва, проводимый Издательским советом, обратился к теме Победы два года назад, и полученный нами отклик превзошёл наши ожидания. Школьники средних и старших классов подошли к теме ответственно, серьёзно и вдумчиво. Кто-то написал свою работу, основываясь на семейном предании, а кто-то представил художественную и документальную прозу, обобщив объёмные исторические и художественные материалы и собственные впечатления от прочитанной военной прозы и поэзии.
Подобное тщание для нас, организаторов конкурса, является ярким свидетельством того, что тема войны продолжает отзываться и в душах совсем ещё молодых людей, а воспитательное значение военной литературы остаётся одним из важнейших при формировании гражданина и человека.
Мальчишек и девчонок любого поколения не может не волновать тема подвига, и чем бескорыстнее, не требуя себе никаких особых наград, человек жертвует здоровьем и самой жизнью «за други своя», тем в большей степени его великая жертва обращена ко всем нам от мала до велика.
– Какие произведения военной литературы вы особенно выделяете и какие из них вы бы рекомендовали современным подросткам?
– Один из самых любимых моих писателей – лауреат Патриаршей литературной премии Юрий Бондарев, показавший в своих книгах и высоты, и пропасти человеческого духа, но именно не сломленный испытаниями дух человеческий – главный герой военной литературы.
В романе «Горячий снег» солдаты и офицеры предстают не просто ратоборцами на поле брани, а людьми со своими страхами и опасениями перед лицом грозных опасностей, но тем не менее вступающими в противоборство с врагом и побеждающими его не только силой оружия, но и силой духа, без которой любое оружие бесполезно.
По свидетельствам участников конкурса «Лето Господне», на них огромное впечатление произвела повесть Владимира Богомолова «Иван» о мальчике-разведчике, каждый день рискующем собой в фашистском тылу ради бесценных для армии сведений о расположении и передвижении вражеских войск.
Второе, пожалуй, по упоминаемости среди участников нашего конкурса произведение военной литературы – повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». История героической борьбы молодых девушек-солдат с группой матёрых немецких диверсантов по праву занимает одно из исключительных мест в нашей военной литературе. Читатель не может не сопереживать каждой строке: речь идёт о будущих жёнах и матерях, но все они приносят свои жизни на алтарь Победы.
Подвиг духа явлен и в повести Василя Быкова «Сотников»: два партизана, попадающие в плен к фашистам, встают перед выбором: предать товарищей или погибнуть, и каждый разрешает его по-своему. Экранизированная в 1976 году режиссёром Ларисой Шепитько повесть напомнила советскому зрителю о подвиге Христовом.
– Меняется ли сегодня военная литература, её смысловые акценты?
– Отрадно, что в произведениях, созданных в последние годы, начала проступать и роль Церкви как сосредоточие духа нашего народа. Мне уже доводилось говорить о романе лауреата Патриаршей литературной премии Александра Сегеня «Поп», в котором священник, находящийся на оккупированных фашистами территориях, терпя лишения и подвергаясь опасностям, до конца исполняет свой долг и как пастырь, и как человек.
Ещё одно свидетельство изменений в военной литературе – роман номинанта Патриаршей литературной премии Ирины Богдановой «Мера бытия». Эта книга – о блокаде Ленинграда, написанная коренной петербурженкой с бесконечной любовью к городу и болью о пережитой им в годы войны трагедии, наложившей отпечаток на всю семью. Многие воспоминания о блокаде в советское время были под спудом, и только теперь некоторые дошедшие до нас свидетельства о ней начинают звучать в полный голос.
Завершу этот краткий список романом «Непобеждённые» номинанта Патриаршей литературной премии Владислава Бахревского о священнике Викторине Зарецком, ключевой фигуре Людиновской подпольной организации, и его дочери Нине. Подвиг отца Викторина стал широко известен уже после войны, а перед его дочерью на суде над военными преступниками люди извинялись за то, что думали о ней как о пособнице оккупантов, в то время как она каждый день рисковала жизнью, переправляя сведения о враге партизанам.
«ЛГ»-досье
Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился в 1949 году в посёлке Удельная Московской области. Окончил Московскую духовную академию. Епископ Русской православной церкви, доктор исторических наук, профессор Калужского государственного университета. Митрополит Калужский и Боровский; председатель Издательского совета Московского патриархата. Председатель комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Кадр из фильма «Поп». В роли отца Александра – Сергей Маковецкий (в центре)
«Горячий снег» (художник Арнольд Тамбовкин)
Иллюстрация к повести «Иван»
(художник Валерий Любарец)