Двойной юбилей отметили в Концертном зале имени Чайковского: 60 лет Детскому хору «Весна» им. А. С. Пономарева и 75 композитору Ефрему Подгайцу
Такое «одновременное» чествование – неслучайно: «Весну» и Подгайца связывают почти полвека дружбы и плодотворного сотрудничества. Свой первый успех молодой композитор познал в начале 1980-х именно с «Весной»: хор Александра Пономарева блистательно исполнил на фестивале современной музыки «Московская осень» его первое большое сочинение, кантату «Как нарисовать птицу» - сложнейший опус в восьми частях сделал тогда Подгайца знаменитым. После этого родилось много прекрасной музыки, написанной для «Весны» - ее основного, Старшего хора, а также для младших хоров большой музыкальной республики, коих в сегодняшней детской хоровой школе «Весна» целых восемь.
Благодаря этому за Подгайцем закрепилась слава детского композитора – он действительно сочинил очень много по-настоящему прекрасной, эмпатической музыки для детей: той, которая предназначена детской аудитории, и той, которую должны исполнять сами дети. Однако Подгайц многогранен – в его портфолио много разной музыки, отнюдь не только детской – 14 опер, 4 балета, 9 мюзиклов, с десяток симфонических сочинений, включая четыре полноценных симфонии, бесчисленное количество сочинений для камерного оркестра, инструментальных ансамблей и всевозможных солирующих музыкальных инструментов, в том числе народных.

Но в любом случае композитор и его «инструмент», то есть Детский хор «Весна», счастливо однажды нашли друг друга: поэтому двойной юбилей в стенах Московской филармонии абсолютно уместен – ведь именно в КЗЧ была впервые исполнена памятная кантата. Прозвучала она и на этот раз: в текущем юбилейном сезоне «Весна» поет «Птицу» неоднократно на самых разных площадках, привлекая для усиления состава своих выпускников – в том числе из тех поколений, кто пел премьеру кантаты в 1981-м. Один из самых знаменитых детских хоров мира прошел огромный путь развития, завоевал признание в планетарном масштабе, имеет свой стиль, свое узнаваемое звучание, свой уникальный репертуар, свое эстетическое кредо. Сегодня его возглавляет ученица Пономарева профессор Надежда Аверина. «Птица» относится к фирменным произведениям коллектива – ему она композитором и посвящена. На юбилейном вечере вместе с «Весной» ее исполнили оркестр Госкапеллы Валерия Полянского и сопрано Елена Наказная под управлением маэстро Айрата Кашаева.
Мелодическая щедрость, перекличка со стилистикой барокко и классицизма, но при этом бесконечная свежесть звуковой палитры, ее современность в хорошем смысле слова, мудрые и прекрасные стихи Жака Превера в переводе Владимира Орла: свое обаяние «Птица» сохраняет и через почти полвека после премьеры – бесспорно, это вечная музыка, которую будут теперь исполнять всегда. В интерпретации Айрата Кашаева счастливо сочетались витальная энергия и задушевность лирических страниц, филигранная точность ритмики и естественность течения вокальных фраз что у хора, что у солистки. Безупречная чистота интонации и стройность хорового звучания у «Весны», столь уместная в полной барочно-классицистских аллюзий музыке «Птицы», вновь подтвердила высочайший класс коллектива-юбиляра.

Помимо «Птицы» в концерте-приношении прозвучало много и другой музыки – второе отделение отличала красивая эклектика. Оно открылось увертюрой к опере Подгайца «Пастушка и трубочист»: захватывающе яркая музыка, богатая мелодикой и роскошная оркестровой фактурой, произвела неизгладимое впечатление – захотелось услышать эту оперу целиком. Оперная линия была продолжена двумя популярными романтическими ариями: Елена Наказная старательно спела кокетливую Лауретту из «Джанни Скикки» Пуччини и печально-мечтательную Русалку Дворжака. Еще одно, помимо «Птицы», содружество солистки и хора было явлено в лучезарном «Salut, printmps!» Дебюсси.

Привычные «весновские» хоровые миниатюры, которые эталонно звучат практически на каждом концерте коллектива, на этот раз были даны в версии с оркестром – великая классика русской музыки золотого для нее XIX века прозвучала в хоровых переложениях Ефрема Подгайца, Александра Пономарева, Надежды Авериной, Юлии Тихоновой с оркестровкой вновь Подгайца, а также других композиторов. В этом необычном обличье было порой неожиданно и удивительно услышать вальсирование в «Рассвете» Чайковского или задор в стиле Дунаевского в «Попутной песне» Глинки. А вот «Октава» Римского-Корсакова и «Вокализ» Рахманинова и в оркестрово-хоровой версии сохранили свою камерность и интимность, в то время как оптимистично-патетическим романсам «Звонче жаворонка пенье» и «Весенние воды» такой формат и подавно пришелся в самую пору. Венчал концерт элегический гимн Подгайца «По зеленым холмам океана» - песня о мечте и надежде, об истинной красоте, которым всегда служит искусство Ефрема Иосифовича и его «Весны».
Александр Матусевич