Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 февраля 2025 г.
  4. № 10 (6974) (11.03.2025)
Культура

Неслучайная встреча юбиляров

20 февраля 2025
Фотограф - Катерина Дубовая

Двойной юбилей отметили в Концертном зале имени Чайковского: 60 лет Детскому хору «Весна» им. А. С. Пономарева и 75 композитору Ефрему Подгайцу

Такое «одновременное» чествование – неслучайно: «Весну» и Подгайца связывают почти полвека дружбы и плодотворного сотрудничества. Свой первый успех молодой композитор познал в начале 1980-х именно с «Весной»: хор Александра Пономарева блистательно исполнил на фестивале современной музыки «Московская осень» его первое большое сочинение, кантату «Как нарисовать птицу» - сложнейший опус в восьми частях сделал тогда Подгайца знаменитым. После этого родилось много прекрасной музыки, написанной для «Весны» - ее основного, Старшего хора, а также для младших хоров большой музыкальной республики, коих в сегодняшней детской хоровой школе «Весна» целых восемь.

Благодаря этому за Подгайцем закрепилась слава детского композитора – он действительно сочинил очень много по-настоящему прекрасной, эмпатической музыки для детей: той, которая предназначена детской аудитории, и той, которую должны исполнять сами дети. Однако Подгайц многогранен – в его портфолио много разной музыки, отнюдь не только детской – 14 опер, 4 балета, 9 мюзиклов, с десяток симфонических сочинений, включая четыре полноценных симфонии, бесчисленное количество сочинений для камерного оркестра, инструментальных ансамблей и всевозможных солирующих музыкальных инструментов, в том числе народных.

Но в любом случае композитор и его «инструмент», то есть Детский хор «Весна», счастливо однажды нашли друг друга: поэтому двойной юбилей в стенах Московской филармонии абсолютно уместен – ведь именно в КЗЧ была впервые исполнена памятная кантата. Прозвучала она и на этот раз: в текущем юбилейном сезоне «Весна» поет «Птицу» неоднократно на самых разных площадках, привлекая для усиления состава своих выпускников – в том числе из тех поколений, кто пел премьеру кантаты в 1981-м. Один из самых знаменитых детских хоров мира прошел огромный путь развития, завоевал признание в планетарном масштабе, имеет свой стиль, свое узнаваемое звучание, свой уникальный репертуар, свое эстетическое кредо. Сегодня его возглавляет ученица Пономарева профессор Надежда Аверина. «Птица» относится к фирменным произведениям коллектива – ему она композитором и посвящена. На юбилейном вечере вместе с «Весной» ее исполнили оркестр Госкапеллы Валерия Полянского и сопрано Елена Наказная под управлением маэстро Айрата Кашаева.

Мелодическая щедрость, перекличка со стилистикой барокко и классицизма, но при этом бесконечная свежесть звуковой палитры, ее современность в хорошем смысле слова, мудрые и прекрасные стихи Жака Превера в переводе Владимира Орла: свое обаяние «Птица» сохраняет и через почти полвека после премьеры – бесспорно, это вечная музыка, которую будут теперь исполнять всегда. В интерпретации Айрата Кашаева счастливо сочетались витальная энергия и задушевность лирических страниц, филигранная точность ритмики и естественность течения вокальных фраз что у хора, что у солистки. Безупречная чистота интонации и стройность хорового звучания у «Весны», столь уместная в полной барочно-классицистских аллюзий музыке «Птицы», вновь подтвердила высочайший класс коллектива-юбиляра.

Помимо «Птицы» в концерте-приношении прозвучало много и другой музыки – второе отделение отличала красивая эклектика. Оно открылось увертюрой к опере Подгайца «Пастушка и трубочист»: захватывающе яркая музыка, богатая мелодикой и роскошная оркестровой фактурой, произвела неизгладимое впечатление – захотелось услышать эту оперу целиком. Оперная линия была продолжена двумя популярными романтическими ариями: Елена Наказная старательно спела кокетливую Лауретту из «Джанни Скикки» Пуччини и печально-мечтательную Русалку Дворжака. Еще одно, помимо «Птицы», содружество солистки и хора было явлено в лучезарном «Salut, printmps!» Дебюсси.

Привычные «весновские» хоровые миниатюры, которые эталонно звучат практически на каждом концерте коллектива, на этот раз были даны в версии с оркестром – великая классика русской музыки золотого для нее XIX века прозвучала в хоровых переложениях Ефрема Подгайца, Александра Пономарева, Надежды Авериной, Юлии Тихоновой с оркестровкой вновь Подгайца, а также других композиторов. В этом необычном обличье было порой неожиданно и удивительно услышать вальсирование в «Рассвете» Чайковского или задор в стиле Дунаевского в «Попутной песне» Глинки. А вот «Октава» Римского-Корсакова и «Вокализ» Рахманинова и в оркестрово-хоровой версии сохранили свою камерность и интимность, в то время как оптимистично-патетическим романсам «Звонче жаворонка пенье» и «Весенние воды» такой формат и подавно пришелся в самую пору. Венчал концерт элегический гимн Подгайца «По зеленым холмам океана» - песня о мечте и надежде, об истинной красоте, которым всегда служит искусство Ефрема Иосифовича и его «Весны».

Александр Матусевич

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS