Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Неслучайное для неслучайных

01 января 2007

Алла Демидова. В глубине зеркал. - М.: Вагриус, 2008. - 352 с.: ил.

Трудный человек, который не в состо­янии однозначно ответить на простые вопросы» - более точной самохарактерис­тики мне встречать ещё не при­ходилось. И к самой себе, и к своей профессии Алла Демидо­ва относится с изрядной долей беспощадности. Впрочем, как и к окружающим, если только это не очень-очень близкие ей люди.

Единственное интервью, которое мне однажды уда­лось всё-таки взять у Аллы Сергеевны, она, не дав мне и рта раскрыть, начала с того, что не понимает, зачем вообще нужны журналисты. Если чело­веку интересно знать, кто такая Демидова, то он не интервью в журнале прочитать должен, а прийти на её спектакль или на концерт, а ещё лучше - прочесть хотя бы одну из написанных ею книг. А то, что журналисты обыч­но пишут об актёрах, вообще о людях искусства, к этим людям не имеет никакого отношения. В этом актриса убеждена абсо­лютно. Тем не менее отрывки из каких-то интервью в свою книгу Алла Сергеевна всё же вклю­чила. Они - часть актёрской профессии, и с этим вынуждена мириться даже эта бескомпро­миссная женщина.

«В глубине зеркал» - книга очень жёсткая: беспристраст­ный, сугубо деловой взгляд на профессию. Но это не «трактат», содержащий некие непреложные законы актёрского мастерства (их ведь в природе не сущест­вует). Скорее, «памятка для зрителя», написанная, похоже, исключительно для того, чтобы развеять романтический туман, которым по какой-то неписаной традиции окутывает свою про­фессию большинство актёров. Но Демидовой хочется, чтобы  у читателя-зрителя сложилось о ней (профессии, разумеется, хотя ,пожалуй, и о самой актрисе тоже) более или менее реалис­тичное, пусть противоречивое и нелогичное представление.

Даже о Высоцком, кумире из кумиров, - скупо и строго. Тех, кто был с ним рядом, часто упре­кают - не уберегли. А Демидова без лишних ахов и охов сравни­вает его с взлетающим самолё­ том, который нельзя остановить руками. Да, можно было отме­нить те, ставшие последними в его жизни, спектакли. Но актёры Таганки тогда не были бы актёра­ми Таганки, а Высоцкий не был бы Высоцким. Вообще Алла Демидова пишет не о коллегах, о соратни­ках. Чем больше страниц тобою перевёрнуто, тем сильнее впе­чатление, что и театр, и кино для неё - это, если воспользоваться звонкой гамзатовской строкой, «бой, откуда нету возвраще­нья». Никого из тех, о ком она вспоминает, уже нет на земле. Но для неё они живы. И жизнь их продолжается там, в глуби­не зеркал, в которые она не может не вглядываться. Эфрос и Смоктуновский, Шепитько и Тарковский, Стреллер и Антуан Витез. И о каждом - не просто какой замечательный это был человек (о людях незамечатель­ных воспоминаний, как правило, не пишут), а как с ним работа­лось и что из этого получилось или не получилось. У Демидовой всё замыкается на творчество. Всё, что извлекается из глу­бин, - неслучайно. Даже когда она рассказывает о вещах, на первый взгляд непосредствен­но к творчеству отношения не имеющих. Например о том, как Параджанов устроил у себя в Тбилиси приём для актёров гаст­ролировавшей там Таганки. Или о лоскутной занавеске, сшитой Лилей Брик: на оборотной сто­роне многих лоскутов её рукой было выведено «Я счастлива». И дата.

Читателя, как и зрителя, Демидова хочет видеть своим союзником. При этом она не собирается его завоёвывать, что-то ему доказывать. Он волен разделять её взгляды или не раз­делять. Для неё важнее другое. Чтобы он был человеком неслу­чайным. Не из тех, кто читает книги, ходит в театр, в кино, на концерты для того лишь, чтобы вечерок скоротать.

В.П.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS