Достоевский начинается с Москвы
«Родиться в России. Достоевский: начало начал» – один из семи томов сочинений Игоря Волгина. В этих книгах писатель-исследователь закрывает так называемые лакуны: пробелы в биографиях и событиях.
Ранее Волгин выпустил том «Последний год Достоевского». Новая книга продолжает исследование биографии и творчества русского писателя, чьё имя традиционно принято связывать с Петербургом. Волгин с этим не спорит, но подчёркивает, что до 15 лет Достоевский жил в Москве, и именно этот город оказал на Фёдора Михайловича существенное влияние.
«О чём книга «Родиться в России. Достоевский: начало начал», видно из её названия», – пошутил Игорь Леонидович в начале встречи. Первая глава посвящена происхождению Достоевского, вторая – его детству, третья – отцу, четвёртая – беспрецедентному литературному дебюту. Благодаря роману «Бедные люди» инженер-чертёжник Достоевский стал знаменитым всего за одну ночь.
«Биография Достоевского – самая поразительная в мировой истории», – убеждён Волгин. Если о предках Пушкина знают все, то родословная Достоевского долгое время была почти неизвестна. Оказывается, отец автора «Братьев Карамазовых» родился в селе Войтовцы Брацлавского повета, так что Фёдор Михайлович, по словам Волгина, – ни много ни мало последний представитель славянского единства.
Версий вокруг жизни Достоевского – множество. Каждая глава дополнена списком документов – как пояснил автор, «чтобы мне поверили».
Готовится ещё одна книга о Достоевском «Ничей современник».
Юлия Могулевцева
Почему всё не так?
Писатель прочитал третью лекцию из цикла «Почему всё не так?» на тему «Современное искусство как эстетика вырождения». Так как центральная тема новой книги – попытка прогнозировать будущее, большая часть лекции была посвящена анализу обширных культурных пластов, сформировавших сегодняшнюю ситуацию в искусстве.
За полтора часа слушатели совершили краткий экскурс в историю культуры, начиная от античной трагедии и заканчивая современностью, которой, по мнению Михаила Иосифовича, нас порадовать нечем – золотой век европейской цивилизации остался позади вместе с сочинениями Толстого и Гюго. «Когда ничего нельзя улучшить, начинают ухудшать, потому что изменять надо всё равно», – в контексте своего рода «разбора культурных полётов», устроенных писателем своим предшественникам, соседствовали гениальные и одиозные фигуры: Маркиз де Сад и Ницше, художники-импрессионисты, поэты-футуристы и скандально известный Генри Миллер. Положение дел в современной литературе Веллер в целом определил как плачевное, обратив особое внимание на характерную черту, присущую российскому контексту: «Такое ощущение, что искусство застряло в середине ХХ века и только им занимается». Поэтому, когда один из слушателей попросил его порекомендовать, «что можно дать почитать детям, чтобы они поняли, какая война это была?» (речь шла о Второй мировой), Михаил Иосифович категорично ответил: «Сериалы и фильмы, которые сейчас заполонили всё, – это клюква. Это время должно схлынуть, уйти в песок, песок должен просохнуть и только тогда…»
Одновременно пугающим и оптимистичным в свете мрачных картин будущего кажется пожелание Михаила Веллера молодому поколению – «чтобы они ничего не боялись». Эта мысль повторялась им снова при ответе на один из последних вопросов: «Ничто не так страшно, как человеку кажется».
Юлия Шпитонкова