XVI Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета проходил в этом году с 15 по 27 февраля. На улицах субтропического курорта он стартовал метелью, закружившей вечнозелёные пальмы и кипарисы вальсом белых хлопьев, в Зимнем театре – увертюрой Моцарта к опере «Дон Жуан», где с лёгкой руки «Солистов Москвы» и дирижирующего Юрия Абрамовича радость жизни и отчаяние смерти сплелись в собственном зажигательном танце.
…ЛЕТЕТЬ С ОДНИМ КРЫЛОМ?
Сопрано Елена Гвритишвили, артистка Молодёжной оперной программы Большого театра, арией Элен из оперы «Дева озера» Россини и арией «Laudamus te» из моцартовской Большой мессы до-минор, казалось, перенесла публику в сверкающие чертоги Снежной королевы, подчеркнув хрустальными фиоритурами безупречность ледяного убранства залов и белизны колонн. Цветомузыкальное оформление, превратившее чарующие комбинации мелодии и голоса в зрелищные искрящиеся образы, усилило эффект.
Ещё одно украшение гала-концерта открытия фестиваля, домристка Екатерина Мочалова с чувством и технически безупречно представила пьесы фестивального завсегдатая-талисмана – композитора Кузьмы Бодрова: лиричную «Lento, quazi zarabanda» и взрывную «Presto» для солирующей домры и струнных.
Не обманула ожиданий и мировая премьера «Каприса на темы Сергея Рахманинова» другого талисмана – Александра Чайковского – для трёх фортепиано и струнных в исполнении Ксении Башмет, Ю Фенг Чанг из Тайваня, а также победителя XV Международного конкурса имени Чайковского Дмитрия Маслеева. Самые известные мелодии Сергея Васильевича прихотливой волей Александра Владимировича приоделись в металл двухдольных барабанов, народный ситец «Калинки-малинки», позднехрущёвский велюр «Я иду, шагаю по Москве»… Публика встретила эксперимент овацией.
А вот симфоническая поэма «Стикс» Гии Канчели во втором отделении, как и одноимённая легендарная река в подземном царстве Аида, подарившая неуязвимость Ахиллу, оставила «где-то на берегу» уязвимого, как все мы, перед роковым стечением обстоятельств Валерия Гергиева. Именно он должен был встать за дирижёрский пульт, но, по уважительным неназванным причинам, так и не прибыл в Сочи. Его место занял молодой дирижёр Алексей Рубин, сумевший достойно восполнить «горечь потери»…
Инфернальное сочинение, на создание которого Канчели вдохновила безвременная утрата близких по духу людей, в частности, смерть в конце 90-х друзей-композиторов Авета Тертеряна и Альфреда Шнитке, – символическая попытка построить мост между двумя мирами: «Я выбрал Башмета, потому что голос альта способен объединить миры живых и мёртвых, которые разъединены водами Стикса, – говорил Гия Александрович. – Только альт, с его богатством, звуком и предопределённой низкой экспрессией, может привести душу к примирению, миру и согласию…»
И солировавшему Юрию Абрамовичу, по совместительству – Харону (с благословения музы Эвтерпы), при единодушной и эмоциональной поддержке Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», а также мощного сводного хора, состоявшего из артистов Камерного хора Московской консерватории и Ансамбля современной музыки «Altro Coro», это вновь удалось. Трепетно и щемяще, как игра на одной струне, или полёт на одном крыле. Никак никем нигде не комментируемое отсутствие Валерия Абисаловича на подсознательном уровне тут сыграло роль катализатора тревог и сгустителя эмпирических красок. Все ведь под Богом ходим...
«ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ»
Постановка режиссёра Полины Агуреевой на музыку Валерия Воронова «Живые и мёртвые» о последних днях обороны Сталинграда – фестивальная премьера в честь восьмидесятилетия победы в Сталинградской битве по второй части одноимённой трилогии Константина Симонова «Солдатами не рождаются». Это совместный проект с Центром театра и кино под руководством Никиты Михалкова, задействовавший как известных драматических актёров, так и выпускников театральных вузов. Сочинскому спектаклю предшествовали показы в Волгограде и Москве.
На лестнице заштатного полуразрушенного Дома культуры, ведущей к символической двери в вечность (сценография – Марии Митрофановой), расположились музыканты Камерного ансамбля «Солисты Москвы», одетые в военную форму, маэстро Башмет – в генеральской шинели (костюмы – Павла Алёхина). Между ними, играющими музыку жизни в диалоге с живым словом, в центральном проходе на ступенях правит бал смерть на фоне кинохроники и кадров артобстрелов (видеомэппинг – Ильи Старилова): идут бои и гибнут люди, в условных окопах-землянках обсуждаются операции и отдаются приказы.
Здесь же, среди сражающихся бойцов, а также связистов, протягивающих полевой телеграфный кабель, медсестёр, оказывающих помощь раненым, мечется главный герой – генерал Серпилин (Илья Шакунов). Проблемы, окружающие этого человека, разновеликие: от необходимости на сутки перенести отпуск, чтоб приступом взять населённый пункт (хотя в Москве в это время умирает жена), добыть билет в Большой театр на Галину Уланову для чудом выжившей, выписавшейся из госпиталя военврача Овсянниковой (Варя Насонова) до анализа в разговоре с генералом Росляковым (Юрий Беляев) стратегических ошибок, стоивших в начале войны нашей стране огромных потерь.
Монологи Фёдора Фёдоровича – драматичные «сольные партии», пронизанные голосами других героев и усиливаемые до хорового звучания, о человечности и совести, нравственном долге и чувстве вины (даже когда не виноват, но теоретически имел возможность повлиять на ход событий). По словам Шакунова, его Серпилин – это вечная дилемма между выполнением приказа и количеством людей, которые в результате могут погибнуть.
– Мне было глубинно важно понять, – отметил в интервью Юрий Башмет, – как человек ведёт и проявляет себя в моменты тяжелейших испытаний. Когда всё вокруг становится предельно чёрно-белое: жизнь и смерть, правда и ложь. И как, находясь в эпицентре событий, люди остаются людьми, сохраняют внутреннюю уверенность в справедливости.
Военкор Константин Михайлович, прошагавший пол-Европы, побывавший на всех фронтах и ставший свидетелем последних битв за Берлин, рассказывает в своей трилогии как раз о сильных духом, без раздумий жертвовавших во имя общей победы самым дорогим – жизнью. Сохранить этот акцент на гуманизме в оправе жесточайших испытаний бесчеловечной войны удалось и создателям спектакля. В полуторачасовом «репортаже» те, на кого наведён объектив нашего внимания, – живые, из плоти и крови: то скорбят, то радуются, то влюбляются и строят планы на будущее…
Да, некоторые из них подчас немножко «картонные», как пожелтевшие фотокарточки (литературная патетика органичнее в романе, чем на сцене), но, очевидно, таков замысел Полины Агуреевой, кстати, автора инсценировки. Вот и «Фантазия для двух фортепиано» Франца Шуберта в исполнении Святослава Рихтера и Бенджамина Бриттена, звучащая в конце постановки будто с заезженной пластинки старого патефона, – напоминание о чём-то неувядающем на духовном уровне. Герои по очереди сообщают нам о том, как сложились их судьбы. Многие, увы, не дожили до Дня Победы. Но любая жизнь, отданная за Родину и ради высокой цели, – ступень к бессмертию. На физическом уровне – через благодарную память потомков, не всегда схожую с пыльными музейными фондами.
ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕЙЕРВЕРК
Вместо спектакля-концерта «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, последние годы открывавшего фестиваль (на этот раз закрывшего), в связи с напряжённым гастрольным графиком Константина Хабенского вновь показали «Кроткую» с Сергеем Гармашом и «Солистами Москвы» по мотивам одноимённой повести Фёдора Достоевского о заложенной в человеке чудовищной силе саморазрушения. Причём на пресс-конференции Сергей Леонидович отдельно подчеркнул важность для себя этого проекта, возникшего на творческом горизонте благодаря Юрию Абрамовичу именно тогда, когда актёр ушёл из «Современника».
Фестивальный «венок Пушкину» украсила эмоциональная концертная версия «Евгения Онегина» Чайковского с Евгением Мироновым, Елизаветой Боярской и «Новой Россией». В «детский» день юной аудитории преподнесли трогательно-ажурную постановку Андрея Дубровского по пушкинской «Метели» с живой музыкой Георгия Свиридова в исполнении оркестра Малого театра. Синтез завораживающих мелодий Георгия Васильевича, пластичных танцев и актёрской игры осуществили Василий Бочкарёв, Игорь Петренко, Мари Марк, Константин Юдаев. Балетмейстер – Наталья Цыбульская.
«Волшебную флейту», связавшую знаменитые арии оперы Моцарта на немецком языке (вокальный руководитель постановки – глава Молодёжной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин) с русскоязычной инсценировкой драматурга Михаила Палатника силами режиссёра Павла Сафонова, вполне можно смотреть-слушать «неразбавленной». Без художественных фантазий на тему, как подросткового вида умирающий Амадей (Надежда Лумпова) с чуть буратинящим говором при моральной поддержке «Чёрного человека» – смуглого таинственного гостя-мецената Тео, одетого во всё белое (Григорий Сиятвинда), сочиняет увлекательную музыкальную сказку.
По-настоящему сказочную атмосферу на сцене создали «Новая Россия» под управлением известного немецкого дирижёра Юстуса Франца и солисты Дарья Брусова (Царица ночи), Альбина Тонких, Елизавета Нарсия, Ульяна Бирюкова (служительницы царицы), Лилит Давтян (царевна Памина), Марк Ким (принц Тамино), Максим Лисиин (птицелов Папагено), Жасур Хайдаров (волшебник Зарастро), Елена Гвритишвили (Папагена), а также художник по костюмам Евгений Панфилов. Для благоприятного впечатления от оперного дивертисмента чарующей музыки, роскошных голосов и причудливых нарядов более чем достаточно – в разбивку с объявлениями мелодичного «фестивального баритона» Дмитрия Фоменко: «Ария Тамино «Такой волшебной красоты…» Исполняет…» Как бы там ни было, зал принял фестивальную версию мирового шедевра очень тепло, с криками «браво».
И ОПЕРА, И ДЖАЗ, И БАЛЕТ
Искупала в овациях сочинская публика и концертную программу в честь 150-летия со дня рождения Фёдора Шаляпина, в которой обладатель «Grammy» Ильдар Абдразаков представил в сопровождении «Новой России» под управлением Алексея Рубина и Камерного хора Московской консерватории оперные арии, романсы и песни из шаляпинского репертуара. Исполнительские трактовки и эмоциональная подача у Фёдора Ивановича и Ильдара Амировича, разумеется, отличаются, но мягкий, бархатный тембр и отличная артикуляция, талант и харизма одинаково берут за душу.
Отвечая чаяниям собравшихся, прозвучали знаменитые «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Степь да степь кругом», «Сомнение» Глинки, «Клубится волною» Рубинштейна… А ещё Абдразаков в этот вечер преображался в Гремина из «Евгения Онегина», Алеко Рахманинова, Варяжского гостя из «Садко» Римского-Корсакова, Лепорелло и Фигаро Моцарта, Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини, Мефистофеля из «Фауста» Гуно…
На фестивальном вечере джаза в этом году зажигали кубинская певица Зуле Гуэрра (Zule Guerra) и её группа «Blues de Habana». В 2013-м Гуэрра завоевала высшую награду на Фестивале «JoJazz» в Гаване, в 2015-м – золотую награду на Международном фестивале искусств «Балтийская сцена» в Юрмале. Недавно в валенсийском кампусе Музыкального колледжа Беркли, специализирующегося на новейших неакадемических музыкальных направлениях, получила степень магистра в области современного вокального исполнения и продюсирования. Зуле выпустила три альбома, получившие положительные отклики в прессе, включая «Биллборд».
Выступление в Сочи – первый российский концерт. Сценический наряд для него певица приобрела в… магазинчике на сочинской набережной. В программу включила композиции из альбомов разных лет и новые песни, пронизанные ритмами афро-кубинского джаза и вдохновлённые творчеством Билли Холидей, Марты Вальдес, Елены Берк… Плюс «инструментальный» вокал, уподобляющий голос музыкальному инструменту и растворяющий его в мелодиях первоклассного квартета с бас-гитарой, роялем, перкуссией, барабанами. Субтропический курорт, залитый ледяными дождями и заметённый снегами, принял на ура интеллектуальный солнечный джаз с элементами латино.
Существующее не один год шоу скрипача Вадима Репина и прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой «Па-де-де на пальцах и для пальцев» год от года с удовольствием совершенствуется его звёздными авторами-участниками, раскрывает новые грани их таланта и набирает исполнительскую мощь. Сочинское представление, усиленное «Солистами Москвы» до слияния ансамбля в неделимое целое с солирующе-дирижирующим Вадимом и блистающей в танце Светланой, произвело в Зимнем неизгладимое впечатление на всех.
Скрипка Репина – Stradivarius Ex Pierre Rode XVIII века – горестно стенала вместе с Ленским в его арии из «Евгения Онегина» и торжествующе ликовала в «Венецианском карнавале» Паганини, воспламеняла театральные своды «Цыганскими напевами» Сарасате и обволакивала светлой грустью «Размышления» Массне… В «Калифорнийском маке» Чайковского Вадим со Светланой отдали дань уважения Анне Павловой и её миниатюре на музыку Петра Ильича, соединив классический танец и свободную пластику. Этот номер в постановке Юрия Посохова получился удивительно лиричным и воздушным. В хореографии Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Сен-Санса вызвал ностальгические чувства и... бурю аплодисментов. В абсолютное неистовство сочинцев и гостей курорта привёл «Чардаш» Монти, исполненный Репиным на бис.
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Наряду с концертными программами – Теодора Курентзиса и «musicAeterna» с «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», «Итальянское каприччио» Чайковского; «Бетховен-марафоном» и «Органным марафоном»; хореографическо-философским шоу «Неизведанные моря» Адити Мангалдас, одной из ведущих в Индии танцовщиц древнейшего танца катхак..; параллельно с музыкальными спектаклями Зимний международный фестиваль искусств в Сочи был традиционно перенасыщен сопутствующими образовательно-деловыми и конкурсными мероприятиями. Это и обучение, а также концерты в Международной музыкальной академии, и занятия в IX Школе молодых журналистов, освещающих события культурной жизни, в фотошколе, школе молодых продюсеров, школе поэзии.
Проходивший в фестивальных рамках IX Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера в номинации «Струнный квартет» назвал победителем россиянина Валентина Бездетко. Первую премию в номинации «Фортепианный ансамбль» авторитетное жюри под председательством Александра Чайковского (в составе – Юрий Башмет, Кузьма Бодров, Патрик де Клерк из Бельгии, Валерий Воронов из Беларуси) присуждать не стало. Вторая премия – у Фёдора Кириллова и Александра Некрасова. В номинации «Струнный квартет» её получила Лидия Ризванова. Третье место здесь осталось вакантным, а в предыдущей категории бронза досталась Станиславу Фролову и Никите Коренкову.
Всего на конкурс было подано более двадцати заявок. В финал вышли десять молодых авторов. Их сочинения в Сочинском зале органной и камерной музыки исполнили пианистка Елена Кузнецова и музыканты из «Солистов Москвы».
Фестивальный «Турнир молодых поэтов», проводимый совместно с Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля, также в Органном зале собирал признанных мастеров пера Дмитрия Воденникова, Игоря Волгина, Геннадия Калашникова, Ольгу Сульчинскую, Нату Сучкову, Данила Файзова, Юрия Цветкова, Ирину Ермакову...
VIII Международная конференция-выставка «Культурная глобализация, или Диалог культур», ежегодно устраиваемая фестивалем совместно с Санкт-Петербургским международным культурным форумом и Европейской ассоциацией фестивалей при поддержке Министерства культуры России и Российского музыкального союза, созвала в Сочи со всего мира представителей институтов, фестивалей, концертных организаций, творческих коллективов, негосударственных организаций в сфере культуры. Возможностью представить профессиональному сообществу свои проекты и коллективы, а также нарастить деловые и творческие контакты воспользовались как руководители, так и рядовые менеджеры.
Среди рассмотренных тем: «Профессиональное музыкальное образование в диалоге с работодателями», «Разнообразие культуры российских регионов и единое культурное пространство страны», «Концертный зал – вызовы будущего», «Фестивали как социальный проект и способ формирования уникальной культурной идентичности мест их проведения», «Правовые аспекты, возникающие в ходе создания и реализации творческих проектов», «Современные сервисы и площадки для монетизации и привлечения финансирования проектов в сфере культуры и искусства», «Шоу-кейсы реализованных проектов» и «Шоу-кейсы молодых продюсеров».
Вполне себе «свободноконвертируемый» культурный форум в лучших олимпийских традициях!
БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ
Сочи свято и ревностно чтит своих героев. Как бы в доказательство этого тезиса на пресс-конференции по случаю открытия фестиваля вице-мэр курорта Елена Канюк, курирующая социальную отрасль, произнесла пламенную речь:
«Коллеги, рада приветствовать XVI Зимний международный фестиваль в нашем городе – самый, наверное, долгожданный фестиваль в Зимнем театре! Он и Юрий Абрамович нам подарят новые спектакли, новых людей и новые лица, которые очень хорошо узнаваемы не только в нашем городе, но и в стране. С большим удовольствием каждый раз я прихожу на это место и говорю: «Большое спасибо, что вы – у нас в Сочи, и шестнадцатый фестиваль мы сможем открыть в нашем городе!»
Жаль, конечно, что акцентируемая организаторами проекта его «международность» в контексте острой ситуации в мире из речи (и сознания?) местной чиновницы почему-то выветрилась. Ну сказала не подумав – с кем не бывает? «Недумание» при формулировании мыслей языковыми средствами у кубанских функционеров – что-то вроде фирменного стиля, или доброй традиции. Зато город-де по-прежнему рад подаркам, правда, уже без попыток равноценно отдариться...
Например, олимпийский мэр Анатолий Пахомов почти ежегодно официально и публично – не подумав? – обещал присвоить маэстро «в следующем году» звание «Почётный гражданин города-курорта Сочи». И что же из того, что за десять лет так и не удосужился? Вот и нынешние власти южной столицы не торопятся выполнить перед Юрием Абрамовичем обязательство, взятое пусть и в интерпретации оскандалившегося горе-чиновника. Хотя повод на этот раз был более чем достойный – семидесятилетие арт-директора «долгожданного фестиваля»!
Увы, несмотря на всеобщее ожидание, на гала-концерте фестивального открытия нынешний градоначальник не только не вручил почётный знак (из пяти, изготовленных за бюджетные деньги из золота 585-й пробы для самых выдающихся патриотов курорта), но, вопреки обычаю, даже не появился. Зато, как стало известно, Алексей Копайгородский поручил подчинённым подготовить книгу о почётных гражданах.
В их числе, к примеру, Вячеслав Воронков, прославившийся активным участием в громком уголовном деле о коррупции на Кубани и сполна отбывший назначенный судом значительный срок лишения свободы за экономические преступления; Александр Масляков, президент Международного союза «КВН» и, очевидно, «отец» мрачноватого сочинского юмора; Константин Эрнст, внёсший посильную лепту, разумеется, не столько в муниципальный пиар, сколько в федерально-международный олимпийско-паралимпийский проект…
А вот Юрию Башмету, «накликавшему» Олимпиаду и своими фестивалями, а также всемирным авторитетом значительно поспособствовавшему по линии культуры и искусства победе в гонке за право проведения Игр, в ряду канонизированных сочинских Данко места не нашлось. Снова. Кстати, наравне с прочими «не зваными, но избранными». Несмотря ни на что: «новые спектакли, новых людей и новые лица, которые очень хорошо узнаваемы не только в нашем городе, но и в стране». Может, к счастью?
Зато в конце вышеупомянутой пресс-конференции генеральный директор Сочинского концертно-филармонического объединения, включающего Зимний театр, сделал широкий жест и преподнёс народному артисту СССР, Герою Труда России, живой легенде, чьи регалии едва ли уместятся в один многостраничный том, три ватмана с графическими работами некой молодой сочинской художницы, «родоначальницы стиля «модульная орнаментация»... Отсутствовавшая на встрече со СМИ по уважительной причине (это обстоятельство было отдельно оговорено – о sancta simplicitas!), выпускница Кишинёвского художественного колледжа изобразила хедлайнеров фестиваля на фоне Зимнего театра, отмечающего в мае восьмидесятипятилетие.
Пафос, с которым гендиректор представил карандашно-коллажные портреты, умилял и мог сравниться разве что с презентацией офортов Франсиско Гойи «Капричос». К слову, не менее креативно и уместно в этом контексте смотрелись бы, наверное, и рисунки на фестивальную тему воспитанников городской детской художественной школы №1 имени А. Пахомова (не пугайтесь – другого Пахомова: Александра Ивановича, директора-основателя и педагога этого учреждения дополнительного образования)…
Виктор Терентьев, собкор «ЛГ», Сочи
Фото Алексея Молчановского предоставлены «Русским концертным агентством».