Проблемы региональной литературы на примере Ставрополя
, СТАВРОПОЛЬ
Современный литературный процесс – механизм сложный, не всегда поддающийся точному описанию и анализу. А чем сложнее механизм, тем больше вероятность возникновения сбоев в его работе. Это аксиома. Любая региональная литература (и ставропольская в том числе), помимо того что сама по себе неоднородна и сложна по структуре, так ещё и зависима от процессов, происходящих «в центре», а также во многом зависит от взаимодействия с такими же нестабильными соседними региональными литературами.
Причины раскола писательских организаций, произошедшего в начале 90-х, мне понятны. Непонятно другое: почему сейчас нельзя забыть «старые» разногласия (прошло без малого двадцать лет!) и объединиться в одно целое? Мне кажется, что главной помехой являются личные амбиции и нежелание некоторых «непререкаемых и неприкасаемых» авторитетов от литературы пойти на компромисс. Это вредит в том числе и региональным литературам. В Ставропольском крае ежегодно присуждается Губернаторская премия в области литературы. Существуют гранты (правда, их мало). Представителям краевой власти проще и понятнее вести диалог с какой-то одной централизованной организацией. А так приходится «делить» свою любовь, которая с каждым годом угасает, на двоих. Простая и очевидная, казалось бы, истина, гласящая, что «вместе можно добиться большего, чем врозь», здесь не действует.
У литераторов, которые не состоят в союзах, шансов обрести известность ещё меньше. Единственной «отдушиной» является Интернет, где можно опубликовать свои произведения. Но такая публикация, на мой взгляд, является всё же промежуточным этапом. Книга прозы или сборник стихов в бумажном варианте намного весомее, ощутимее, чем виртуальная публикация. Но даже если случилось чудо и автору удалось издать книгу своих произведений, перед ним в полный рост встаёт проблема распространения. В книжных магазинах отдельной полки «Региональная литература» или «Местные авторы» нет. Если вы сдадите книгу на реализацию, то она утонет в море полиграфической продукции, которой завалены все без исключения местные книжные магазины. Никто, кроме вас, вашу книгу «раскручивать» не будет.
РУКА МОСКВЫ
На самых видных местах стоят издания, которые «пиарят» солидные московские издательства. Сейчас в моде литература «нон фикшн», иронические детективы и книги, принадлежащие перу лауреатов раскрученных премий. Тяжелее всего приходится поэтам. Я был на презентациях нескольких сборников ставропольских авторов. Зрелище, доложу, не очень привлекательное… Кроме друзей автора, нескольких студентов-филологов и коллег по работе, заинтересованных попросту нет. Любое мероприятие, будь то выпуск и презентация книги, встреча с читателями, требует не только денег, но и профессионального подхода к его подготовке и проведению. А писатели в большинстве своём считают, что их миссия – написать эту книгу, а дальше – как Бог управит… Поэтому и не доходят до тех немногочисленных любителей и ценителей современной литературы книги местных авторов, пылятся за диванами в квартирах, на балконах и в гаражах. Мы потеряли своего массового читателя, увы… И вернуть его теперь будет ох как непросто.
Ситуация с печатными изданиями литературно-художественного направления в нашем крае в последнее время никак не изменилась. Всё стабильно плохо. Есть «Южная звезда» во главе с В. Кустовым, несколько лет назад возобновил свою деятельность альманах «Литературное Ставрополье» (немного изменив название). Одно время очень неплохие материалы были в колонке Е. Гончаровой Literra (газета «Наше Ставрополье»). Есть ещё «Литературная гостиная» С. Солодских в «Ставропольской правде» и «Литературный Кисловодск». Вот, пожалуй, и всё. Остальные публикации, касающиеся литературных и окололитературных событий, носят разовый или уж совсем непостоянный характер. Неизвестна судьба пятигорского журнала «Голос Кавказа». Долгое время было под вопросом и существование альманаха «Литературное Ставрополье».
На официальном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края в разделе «Искусство и культура» перечислены кроме «ЛС» следующие издания: «Сельское Ставрополье», «Грани», «Ставропольский хронограф». Но о них мне ничего не удалось узнать ни в Глобальной сети, ни у людей, интересующихся местной литературой. Они так и остались загадкой и просто абстрактными названиями.
БЕЗ КРИТИКИ
Что же касается региональной критики, тут я солидарен с преподавателем Ставропольского государственного университета А. Фокиным: «У нас сейчас нет серьёзных критиков. Тех, которые были в 70-е годы. Местная критика умерла. Была очень хорошая критика, в том числе и преподаватели вузов. Есть Т. Чёрная. Она пишет замечательные статьи доступным научно-популярным языком. А больше и назвать, к сожалению, некого».
О самых ярких молодых представителях современной ставропольской литературы я писал в молодёжном журнале «Мой дневник». Но век этого журнала оказался недолог, а тираж был небольшим даже по местным меркам. Есть литературные студии в СевКавГТУ и СГУ, основу которых составляют студенты. Редко, но выходят сборники их стихов и прозы, изданные при поддержке руководства этих вузов. Иногда появляются публикации молодых авторов в «Южной звезде». Но это всё – единичные случаи. И виноваты в этом мы сами. Потому что нужно стучаться в двери редакций, организовывать творческие группы, выступать в школах и лицеях. А что мы видим сейчас? В писательские союзы молодёжь не стремится. И вообще довольно нехотя откликается на призывы поучаствовать в каких-либо мероприятиях, акциях, встречах. Я считаю, что зря! Нужно легализовать себя как творческую единицу. Тогда у молодых будет право голоса, они станут непосредственными участниками литературного процесса, а не сторонними наблюдателями, как сейчас. Появится возможность влиять на развитие этого процесса в городе и регионе. К мнению молодых литераторов станут прислушиваться и писатели старшего поколения. Появится шанс воскресить то, без чего любая литература не считается полноценной, а именно преемственность поколений. Сегодня, к сожалению, мы разговариваем на разных языках (молодёжь творит в блогах Живого Журнала, «непродвинутые» старожилы в Интернет и не заглядывают; профильные газеты молодёжь не читает и «не почитает» в отличие от литераторов старшего поколения). И так во всём. «Несовпадение – вечная драма…» – как поётся в песне Талькова.
Может быть, на помощь местным авторам и читателям, желающим с произведениями этих авторов познакомиться, придут библиотеки с их бесплатными книгохранилищами и читальными залами? Увы! Библиотечные активы художественной литературой пополняются нестабильно, нечасто, и качество книг не сильно отличается от того, что нам предлагают в книжных магазинах. Ставропольских авторов в основном представляют авторы краеведческой литературы. Расхожее мнение о том, что современная русская литература существует только в пределах Московской кольцевой автодороги, к несчастью, частично подтверждается и в данном случае.
КОММУНАЛКА
Итог моих размышлений невесел. Старшее поколение ставропольских литераторов хоть и живёт, выражаясь фигурально, в одной квартире с поколением младшим, носу из своих «комнат» не кажет. Им не до воспитания подрастающей смены. Молодёжь – инфантильна, в большинстве безынициативна и дальше своего компьютера с выходом в литературный Интернет ничего не видит. Критики нет. Региональные печатные СМИ в сложившейся экономической ситуации вынуждены выживать. А местные власти всё это считают мышиной вознёй, недостойной внимания. Если долго делать вид, что литературы нет, то потом начинает казаться, что её действительно нет. А значит, и нет никаких проблем, с ней связанных. Если мы, конечно, не будем о себе напоминать хотя бы время от времени – победами в литературных конкурсах, выдвижением своих произведений и проектов на премии и гранты, дискуссиями на литературные темы в газетах и журналах. Другого выхода нет.